double arrow

ВИДЫ ЗАИКАНИЯ


В зависимости от причин возникновения заикание может быть функциональным и органическим. Наибольшее количество случаев заикания относится к функционально обусловленным — логоневрозам, и только у небольшой части заикающихся обнаруживается органическая неврологическая симптоматика.

В большинстве существующих классификаций учитываются общие закономерности заикания детей дошкольного и школьно­го возраста. Первые попытки создания классификации относятся к 1937 го­ду.

1. По этиологическому признаку. A. Affister (1937, 1958) разделила всех заикающихся по этио­логическому признаку с учетом клинической картины нарушения на 4 группы:

- заикание, сопровождающееся аномалиями в струк­туре или функции органов, участвующих в речи;

- связанное с левшеством;

- по подражанию;

- сопровождающееся эмоцио­нальной неустойчивостью и эмоциональными расстройствами: логофобиями, чувством неполноценности и др.

2. По анатомо-физиологическому признаку Е. С. Никитина и М. Ф. Брунс (1939). выделили 2 группы детей:

- дети с паллидарным синдромом — отмечают­ся психофизическая заторможенность, скованность, личностные нарушения, нарушения контакта с окружающими; дети становятся мрачными, не принимают участия в играх;




- дети со стриарным синдромом — им присуща психофизическая заторможенность, нервно-психические нарушения. Дети подвижны, непоседливы, заиканием не тяготятся, легко вступают в контакт.

3. По клиническому признаку классификация заикания представ­лена в трудах В. С. Кочергиной (1959), Н. А. Власовой (1958) и др. Так, В. С. Кочергина выделяет
детей, у которых следствием заикания явилась неуравнове­шенность поведения;
детей, у которых неуравновешенное поведение отмечается с детства и является индивидуальной особенностью их личности; детей с повы­шенной возбудимостью, в анамнезе которых имеются неблагоприятные условия внутриутробного развития, родовые травмы, соматические заболевания, острые и хронические инфекции, сер­дечно-сосудистые заболевания, эндокринные расстройства, дис­трофии; детей, у которых до заикания имелись при­знаки тяжелого невроза, склонность к истерическим реакциям.

4. По форме заикания. В классификации, предложенной Н. А. Власовой и Э. Н. Герценштейн, учитываются в первую очередь форма заикания: то­ническая и
клоническая. В данной классификации учитываются также некоторые этиологические факторы, вто­ричные психические симптомы, степень успешности логопеди­ческого воздействия.

Различают еще два вида заикания - эволюционное, развивающееся у детей дошкольного возраста в возрасте 2-6 лет, и симптоматическое, возникающее в различном возрасте при заболеваниях центральной нервной системы - черепно-мозговых травмах, эпилепсии, энцефалитах, реактивных состояниях у истерических личностей и др.



В зависимости от того, возникает ли эволюционное заикание на невротической основе или на фоне признаков органического поражения головного мозга, выделяют невротическую и неврозоподбную формы заболевания. Сочетанное действие указанных факторов характерно для смешанной формы заикания.

Невротическое заикание возникает в условиях острой или хронической психической травматизации в возрасте 2-6 лет и в дальнейшем характеризуется волнообразностью течения. Иногда до появления заикания, вслед за перенесенной ребенком острой психической травмой, некоторое время наблюдается мутизм.

Неврозоподобное заикание возникает на фоне явлений органической церебральной недостаточности анте-, пери- или постнатального генеза. Признаки ее обнаруживаются в виде рассеянной неврологической симптоматики и в различной степени выраженности церебрастеническим синдромом. Последний проявляется в виде утомляемости, истощаемости, повышенной раздражительности, двигательной расторможенности. В некоторых случаях диагностируется психопатоподобный синдром, который характеризуется трудностями поведения и явлениями двигательной расторможенности.

Невротическое заикание возникает в условиях острой или хронической психической травматизации в возрасте 2-6 лет и в дальнейшем характеризуется волнообразностью течения. Иногда до появления заикания, вслед за перенесенной ребенком острой психической травмой, некоторое время наблюдается мутизм.



Таким образом для невротической формы заикания характерны следующие особенности:

· До появления заикания отмечается тенденция к раннему речевому развитию.

· Наличие развернутой фразовой речи до появления нарушения.

· Наличие характерологических особенностей (впечатлительность, тревожность).

· Преимущественно психогенное начало речевой патологии (психическая острая или хроническая травматизация)

· Заикание может появиться в возрасте от 2 до 6 лет.

· Большая зависимость степени судорожных запинок от эмоционального состояния заикающегося и условий речевого общения.

· Возможность плавной речи при определенных условиях (речь наедине с собой, в условиях эмоционального комфорта, при отвлечении активного внимания от процесса говорения.

Неврозоподобное заикание возникает на фоне явлений органической церебральной недостаточности анте-, пери- или постнатального генеза. Признаки ее обнаруживаются в виде рассеянной неврологической симптоматики и в различной степени выраженности церебрастеническим синдромом. Последний проявляется в виде утомляемости, истощаемости, повышенной раздражительности, двигательной расторможенности. В некоторых случаях диагностируется психопатоподобный синдром, который характеризуется трудностями поведения и явлениями двигательной расторможенности.

Таким образом для неврозоподобной формы заикания характерны следующие особенности:

· До появления заикания отмечается тенденция к некоторой задержке речевого развития, нарушение звукопроизношения.

· Отмечается патология моторных функций разной степени выраженности.

· Судорожные запинки появляются у детей в возрасте 3 – 4 года.

· Появление судорожных запинок совпадает с фазой развития фразовой речи.

· Начало заикания постепенное, вне связи с психотравмирующей ситуацией.

· Отсутствие периодов плавной речи и малая зависимость качества речи от речевой ситуации.

· Привлечение активного внимания заикающихся к процессу говорения облегчает речь; физическое и психическое утомление ухудшает качество речи.







Сейчас читают про: