Государственная власть – это способность или возможность государства осуществлять политическое руководство обществом при помощи различных, в том числе и специальных, средств и методов.
Признаки государственной власти:
- Государственная власть является разновидностью социальной власти, т.е. власти общественной, власти, которая возникает и проявляется в отношениях между людьми.
- Государственная власть – это публичная власть, т.е. власть, которая носит не частный, а всеобщий, всенародный характер. Она распространяется на общество в целом, на всех его членов и все их объединения.
- Государственная власть – это власть политическая. Ее политический характер выражается в том, что она является властью государства, организации политической, и функционирует в социально неоднородном обществе, обществе, разделенном на различные социальные группы: классы, сословия, страты и т.д.
- Государственная власть – это суверенная власть, власть, обладающая суверенитетом. Суверенитет государственной власти выражается в ее верховенстве внутри страны и независимости на международной арене. Верховенство проявляется в том, что государственная власть как бы возвышается над любой другой социальной властью в стране и при определенных обстоятельствах (например, в случае нарушения действующего законодательства) может эту власть запретить. Кроме того, верховенство государственной власти проявляется и в том, что только она может распространять свое действие на всю территорию страны и всех, кто на этой территории проживает или находится. Независимость же государственной власти состоит в ее праве самостоятельно решать все вопросы международного характера.
В структуре государственной власти выделяют следующие элементы: субъекты власти, объекты власти, властеотношения, средства и методы осуществления власти.
Субъекты власти – это носители государственной власти, те, кому может принадлежать государственная власть. Объекты власти – это подвластные, те, в отношении кого осуществляется государственная власть. Властеотношения – это отношения, которые возникают между субъектом и объектами власти в процессе ее осуществления, реализации. Такие отношения выражаются в том, что, с одной стороны, имеет место проявление воли субъекта власти вплоть до ее навязывания объектам власти, а, с другой, подчинение объектов власти субъекту власти.
Средства осуществления власти – это то, на что опирается государственная власть в процессе своего функционирования, то, с помощью чего она реализуется, претворяется в жизнь. Специфическими средствами осуществления государственной власти являются государственные органы (государственный аппарат) и нормы позитивного права. Методы осуществления власти – это те приемы, которые использует государственная власть. Основными методами осуществления государственной власти являются убеждение и принуждение.
Особым свойством государственной власти является ее легитимность и легальность. Легитимность государственной власти выражается в признании этой власти населением страны в качестве публичной. Легальность входит в состав легитимности и является ее юридическим выражением. Легальность означает законность государственной власти и предполагает формирование, организацию и функционирование государственной власти в соответствии с действующим в стране законодательством
Выделяют две основные концепции государственной власти: теорию разделения властей и концепцию единства государственной власти.
Возникновение теории разделения властей относится ко второй половине 17- началу 18 века. Ее появление было связано со стремление ограничить абсолютную королевскую власть, что нашло отражение в тезисе о необходимости разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Обычно эту концепцию связывают с именами Дж.Локка и Ш.-Л.Монтескье.
С течением времени концепция разделения властей стала подвергаться модификации. Конституционная доктрина многих стран исходит из того, что выделение трех ветвей власти не полностью отражает реальное осуществление государственной власти, в связи с чем выделяют дополнительные ветви власти.
Теория разделения властей не предполагает создание непреодолимого барьера между различными ветвями власти. Каждая из традиционных трех ветвей в какой-то мере вмешивается в сферу другой. Более того, для того, чтобы ни одна из ветвей власти даже в своей сфере не оставалась бесконтрольной, чтобы она не действовала произвольно была предложена система сдержек и противовесов, которая стала существенным дополнением теории разделения властей. Система сдержек и противовесов в том или ином виде вошла во многие конституции.
Наряду с идеей о балансе властей теория разделения властей получила еще одно дополнение: тезис о необходимости взаимозависимости и взаимодействия различных ветвей власти.
Таким образом, концепция разделения властей характеризует государственную власть с организационно-правовой точки зрения.
Второй концепцией власти является концепция единства государственной власти.
Единство государственной власти в его юридическом и практическом аспектах было известно задолго до возникновения концепции разделения властей и было связано с существованием абсолютной власти монарха. Теоретическое обоснование необходимости единства государственной власти имело персонализированный характер.
В 18 веке Ж.Ж.Руссо, выступив против теории разделения властей, предложил коллективистскую трактовку концепции единства государственной власти. В соответствии с ней вся власть должна принадлежать народу, а формой ее осуществления должны стать народные собрания (а для больших государств представительные органы). Подход Руссо был развит буржуазно-либеральной и марксистской доктриной. В первом случае это выразилось в провозглашении в конституциях суверенитета народа. Во втором случае был определен вид органа, которому могло быть передана государственная власть – Советы.
Идея единства государственной власти неоднозначна. Она имеет три аспекта:
- Социальное единство власти, которое происходит из единства источника государственной власти – народа;
- Единство принципиальных целей и направлений деятельности всех государственных органов, что обусловлено необходимостью согласованного управления обществом;
- Организационно-правовое единство, когда отвергается разделение властей и органами государственной власти признается только определенный вид органов.