Обобщённо можно выделить
- общесоциальный,
- социально-психологический
- индивидуальный уровни действия этих механизмов.
На общесоциальном уровне общества в целом и образующих его больших групп на человека действует огромное число макросоциальных факторов, подлежащих человеческой оценке и, на основе этой оценки, происходит выработка соответствующего отношения к данному обществу в целом.
На социально-психологическом уровне модели поведения и ценности транслируются системой, как через большие, так и через малые группы, членом которых является индивид. На основе непосредственного общения и взаимодействия человек приобщается к элементам социальной жизни, вырабатывая эмоциональное отношение к ним.
Индивидуальный уровень - на этом уровне формируются те потребности, мотивы, установки и стереотипы, которые затем управляются сознанием и поведением человека.
Агенты социализации:
1. Подсистема воспитания – семья, школа, неформальные группы, друзья, клубы и организации, церковь, СМИ, где существенную роль играют коммуникативные связи.
2. Подсистема образования – школа, средние и высшие учебные заведения, учреждения послевузовского образования, где достигаются единство знаний и информации, активно формирующие политическое сознание, политическую культуру молодого поколения.
3. Подсистема средств массовой информации и коммуникации.
Вопрос 3 Социальный статус и социальные роли