Коррекция. Основными задачами коррекционно-педагогической работы при данном виде афазии является преодоление патологической инертности в звене порождения слоговой

Основными задачами коррекционно-педагогической работы при данном виде афазии является преодоление патологической инертности в звене порождения слоговой структуры слова, восстановление чувства языка, преодоление инертности выбора слов, аграмматизма, восстановление структуры устного и письменного высказывания, преодоление алексии, аграфии.

Преодоление нарушений произносительной стороны речи начинается с восстановления ритмико-слоговой схемы слов, его кинетической мелодики.

Одновременно с восстановлением звуковой и слоговой структуры слова начинается работа по восстановлению повествовательной речи (начинается с восстановления так называемого чувства языка).

При восстановлении экспрессивной речи особое внимание уделяется преодолению патологической инертности в нахождении нужных слов для высказывания. Важной составной частью работы по накоплению глагольного словаря является подбор нескольких глаголов к существительному или нескольких существительных к одному глаголу.

При грубой эфферентной моторной афазии чтение и письмо могут быть в состоянии полного распада. В связи с этим для больных разрабатываются индивидуальные азбуки, в которых каждой букве соответствует определенная картинка или слово, значимые для больного. Позже проводится работа по составлению слов из слогов обычной разрезной азбуки.

Для восстановления плавного письма больного обучают многократно писать левой рукой сначала отдельные прописные буквы, затем слова и фразы.

Восстановление чтения идет параллельно с восстановлением звуко-буквенного анализа слов, но безусловно, несколько опережая его.

На поздних этапах восстановления звуко-буквенного анализа состава слова решаются простые кроссворды, составляются короткие слова, пишутся разной степени сложности письма и сочинения, ведутся дневники и т.п.

Преодоление деектов понимания речи осуществляется путем выполнения различных заданий на внимание, переключения с одного предмета на другой, заданий «провокационного» характера, когда логопед просит показать тот предмет, которого нет среди летающих перед больным, соотнести фразу с сюжетом картинкой.

Важное значение на занятиях имеет постановка логического ударения логопедом во фразе. С помощью интонации или логического ударения логопед подчеркивает переход к другим видам заданий.

Длительность восстановительного обучения при этой форме афазии от 2 до 4 лет в зависимости от начала логопедических занятий.

ДИНАМИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ.

Динамическая моторная афазия возникает при поражении префронтальных отделов коры (заднелобные отделы левого доминантного по речи полушария, блок активации, регуляции и планирования речевой деятельности).

При данном виде афазии нарушается активная продуктивная речь и не страдает автоматизированная, повторная. Артикуляция сохранна, ответы на вопросы правильные, однако нарушено активное высказывание мысли, способность задавать вопросы из-за расстройства внутренней речи (программирование и конструктирование предложений).

Существует несколько вариантов динамической афазии, характеризующихся разной степенью нарушения коммуникативной функции, от полного отсутствия экспрессивной речи до некоторой степени нарушения речевой коммуникации.

Центральным звеном при динамической афазии является нарушение спонтанного высказывания.

При динамической афазии могут наблюдаться псевдоамнестические трудности при назывании предметов и особенно при воспоминании или имен знакомых людей, названий городов, улиц и т. п.

Из-за инертности протекания речевых процессов испытываются значительные трудности при задании произвести обратный порядковый счет.

При более массивных поражениях левой лобной доли выявляется глубокое нарушение поражения сложных мотивов, замыслов и программ поведения, не проявляется интерес к окружающему, не формулируется никакие просьбы, не задаются вопросы. Диалогическая речь грубо нарушена и характеризуется экономическим повторением вопросов.

В более легких случаях эколалично заимствуют часть вопросов собеседника, при этом придается ей правильная грамматическая форма. В речи наблюдается много персевераций.

При поражении премоторных систем нарушается не только процесс развертывания речевого замысла, но и свертывание речевых структур, необходимых для понимания смысла текста.

При легкой степени динамической афазии понимание элементарной ситуативной речи остается сохранным.

При выраженной динамической афазии обнаруживается нарушение чувства языка, возникают затруднения в понимании сложных фраз. Эти трудности связаны с недостаточной активностью больных.

При динамической афазии чтение и письмо остаются сохранными и служат задаче восстановления плана высказывания.

Элементарный счет при динамической афазии остается сохранным даже при грубом распаде экспрессивной речи. Однако при этой форме афазии резко нарушается решение арифметических задач, требующих для своего осуществления построение плана действий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: