Тема 3. Организация как система управления
1. Организации: сущность, виды, общие характеристики.
2. Внутренняя среда организации.
3. Внешняя среда организации и ее основные характеристики.
4. SWOT-анализ.
Организации: сущность, виды, общие характеристики.
Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели (группы целей).
Существуют формальные организации (закрепленные юридически) и неформальные (возникающие спонтанно, случайно); простые организации (имеющие только одну цель) и сложные (имеющие набор взаимосвязанных целей).
Все сложные организации характеризуются: наличием ресурсов (людей, капитала, материалов, технологии и информации), зависимостью от внешней среды, горизонтальным (образование подразделений) и вертикальным разделением труда (образование уровней управления).
Организация представляет собой сложную организационно-производственную систему управления.
Основными системными принципами являются:
1. Целостность - несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого.
2. Структурность - возможность описания системы через установление ее структуры, т.е. обусловленность поведения системы не столько поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры.
3. Взаимозависимость структуры и среды - система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом активным элементом взаимодействия.
4. Иерархичность - каждый элемент системы в свою очередь может рассматриваться как система, а исследуемая система представляет собой один из элементов более широкой, глобальной системы.
5. Множественность описания каждой системы, дающее макроскопическое, микроскопическое, иерархическое, функциональное и процессуальное представление о системе. В связи с этим задачей системного подхода является идентифицировать целое, объяснить поведение и свойства целого с точки зрения его роли и функции.
Система управления организацией с позиции системного подхода может быть определена как:
1. Концептуальная, если она рассматривается как модель системы управления.
2. Эмпирическая, если рассматривается конкретная организация.
3. Искусственная, поскольку она создана и используется людьми.
4. " Человеко-машинная " ("человеко-компьютерная"), поскольку в контур управления включена автоматизированная информационная система.
5. Замкнутая или открытая в зависимости от решаемых задач и используемой для этого информации - только внутренней или связанной с окружающей средой.
6. Временная, поскольку она периодически подвергается формальным или неформальным изменениям.
Любая организация находится и функционирует в рыночной среде. Совокупность факторов или ситуационных переменных, влияющих на организацию, в менеджменте называют организационной средой. Она состоит из внутренней и внешней среды.






