Внутренняя среда организации

Внутренняя среда — это совокупность внутренних ситуационных факторов внутри организации. Они тесно взаимосвязаны и в большинстве случаев контролируются и регулируются. Основные факторы внутренней среды организации: цели, структура, задачи, технология, люди, организационная культура.

Цели - это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.

Процесс установления целей предполагает прохождение четырех фаз:

1) выявление и анализ тех тенденций, которые наблюдаются во
внешней среде организации;

2) установление целей для организации в целом;

3) построение иерархии целей;

4) установление индивидуальных целей.

В зависимости от специфики отрасли, особенностей состояния среды, характера и содержания миссии в каждой организации устанавливаются свои собственные цели. Например устанавливаются цели по функциональным областям (производственные, маркетинговые, организационные, финансово-экономические, инвестиционные, инновационные и проч.), по времени (долгосрочные и краткосрочные), а также формируются стратегические и тактические цели. Деятельность организаций разнообразна, и поэтому можно выделить следующие основные направления, в рамках которых организация определяет свои цели (табл. 3).

Цели необходимы организации для успешного функционирования и выживания в долгосрочной перспективе. Правильное целеполагание создает ориентиры, позволяющие успешно избегать серьезные негативные последствия для организации. Для определения того, правильно ли сформулированы цели, используется SMART -принцип, согласно которому цели должны быть: конкретными, измеримыми, согласованными, достижимыми, определенными во времени.

Таблица 3 - Направления, по которым в организации устанавливаются цели

Цели организации
Направления Описание цели
Прибыльность Объем прибыли, рентабельность, доход на инвестированный капитал, отношение прибыли к объему продаж (коэффициент чистой прибыли) и др.
Положение на рынке Доля рынка, объем продаж, доля рынка относительно конкурента, доля отдельных продуктов в общем объеме продаж и ч.п.
Производи гель и ость Издержки на единицу продукции, материалоемкость, отдача с единицы производственных мощностей, объем производимой в единицу времени продукции и т.п.
Инновации Новые способы ведения бизнеса (новые технологии и методы организации производства, внедрение на новые рынки и т.п.). затраты на выполнение проектов в области НИР, сроки введения в действие нового оборудования, сроки и объемы производства продукта, сроки выведения нового продукта на рынок
Продукция Объем продаж или прибыльности по отношению к конкретному изделию (ассортименту изделий), цели могут быть связаны с выведением нового товара на рынок или снятием с производства
Финансовые ресурсы Структура капитала, движение денежной наличности, выпуск ценных бумаг, величина оборотного капитала, выплата дивидендов
Управленческ ис аспекты Качество менеджмента (величина управленческого потенциала предприятия)
Персонал Определяют выполнение трудовых функций и отношение к работе, профессиональное обучение, способы мотивации работников
Социальная ответственное ь Оказание помощи обществу (объем благотворительности, сроки проведения благотворительных акций и т.п.)

Цели должны быть согласованными с миссией предприятия, между собой, и с теми, кому предстоит их выполнять. Обеспечение непротиворечивости целей организации достигается путем разработки «дерева целей», т.е. конкретизации и детализации главной стратегической цели и определения путей ее достижения. Построение «дерева целей» организации производится сверху вниз - от генеральной цели к конкретным целям и задачам. Уровень детализации целей и задач определяется уровнем иерархии, а направление целей - функциональной специализацией подразделений.


         
НИОКР Маркетинг Производство

Структура организации - это логическая взаимосвязь уровней управления и функциональных областей, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации. Задача - это предписанная работа, серия работ или ее часть, которая должна быть выполнена установленным способом в заранее оговоренные сроки. Технология - это средство преобразования исходных ресурсов в конечные продукты или услуги. Люди (персонал или кадры) - это основные составляющие элементы организации: руководители и подчиненные. Отдельные личности обладают индивидуальными способностями, предрасположенностью и одаренностью, потребностями, ожиданиями, восприятием, отношением, ценностями. Организационная культура -система ценностей, норм и правил, разделяемых всеми сотрудниками организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: