В течение многих лет исследователями сделаны многочисленные попытки дать определение понятию "ценности личности". Тем не менее, встречающиеся в литературе определения укладываются в две основные парадигмы. Речь идет либо о достаточно абстрактно выраженных концепциях того, что наиболее желательно, эмоционально привлекательно, способно описать эмоциональное состояние бытия людей, либо столь же глубоко эмоционально предпочитаемом модусе поведения или действий. Первые ценности - ценности-цели или "терминальные" ценности, вторые - ценности-средства или "инструментальные" ценности.
Сложившееся в настоящее время понятие "ценность" является довольно обширным, но независимо от этого наличие индивидуальных ценностей позволяет каждой личности в ходе развития присваивать себе уже готовые, одобряемые в данной культуре базовые ценности. Усвоенные ею, они являются важным детерминантом поведения, решений, выборов. Такая ориентированность личности на определенную систему ценностей образует се ценностную ориентацию.
Ценностные ориентации представляют собой общечеловеческие принципы и соответствии с которыми строится поведение индивида в различных жизненных ситуациях. Генетически они формируются на различных этапах онтогенеза под влиянием природного, социальною и культурною окружения и понимаются, как структурные в переживаниях и представлениях значимые отношения к себе и к миру в прошлом, настоящем и будущем. Являясь глобальной характеристикой личности ценностные ориентации выступаю как продукт социализации личности. На различных этапах цивилизации их развитие неоднозначно и определяется факторами семейного и институационализнрованного воспитания и обучения, профессиональной деятельностью, общественно-историческими условиями. В случае аномального развития личности таким фактором может выступать психологическая консультация или психотерапия. Психологической основой ценностных ориентации личности является многообразная структура потребностей, мотивов, целей, идеалов, интересов, убеждений, мировоззрений, участвующих в создании ориентации личности, выраженной социально-детерменированным отношением личности к общности.
«Психологическими механизмами формирования и развития ценностных ориентации выступают индивидуально-типологические особенности протекания психических процессов и, прежде всего, мышления, памяти, эмоции и воли».
Сформированные в систему, ценностные ориентации во многом определяют личностную особенность индивида во всех областях человеческой деятельности.
Понятие "ценностной ориентации" наиболее разработано в рамках гуманистической психологии, хотя оно начинает встречаться в зарубежной социальной психологии уже с середины 19 века.
Дальнейший анализ ценностных ориентаций приводит иcследователей к выявлению многочисленных ценностей «объективные и ситуационные». «терминальные и инструментальные» (Рокич М.) «социальные» (Морено Д.). «действенные и знаемые» (Морис Ч.). Основой для такого деления становится зависимость или независимость от социальной среды.
Проблема ценностных ориентаций в теории К. Юнга связана с пониманием «архетипа». Ориентация людей в различных ситуациях определяется собственно образам, взаимодействующих с содержанием индивидуального бессознательного и сознания Э. Фромм. он выделяет понятие личностной ориентации. Это понятие близко к тому, что мы называем ценностными ориентациями. Типы ориентации у Э. Фромма имеют исторический характер и связаны с определенной общественно-экономической формацией.
Как известно, одним из важнейших образований в структуре направленности личности, определяющим ее отношение к объектам социального окружения являются ценностные ориентации
Исследование сущности и функций ценностных ориентаций является частью более широкой проблемы, описываемой понятием диспозиционной системы личности, которая является одним из существенных регуляторов поведения личности и которая формируется в процессе ее деятельности посредством отражения и присвоения социальных ценностей.
До настоящего времени не существует единого мнения по поводу определения понятия «ценности» и в современной психологической литературе выделяются два основных подхода. В первом подходе под понятием «ценность» обозначаются социально одобряемые или порицаемые средства организации и регуляции поведения человека, выступающие как внешнее условие или совокупность социально заданных самообоснований собственной активности. А во втором подходе «ценность» понимается как идеальное отражение социальных отношений людей, как частный случай процесса опредмечивания общественных отношений в социальных институтах и структурах.
С точки зрения генезиса и выполняемых функций ценности имеют социальную природу. Индивидуальная система ценностей имеет иерархическую структуру. Наряду с другими факторами, ценности предопределяют становление диспозиционной системы личности.
В исследованиях зарубежных и отечественных авторов, занимающихся проблемой диспозиций, в основном рассматриваются характеристики социальной установки. В меньшей степени исследуются образования высших уровней - направленность личности и другие элементы диспозиционной системы, имеющие схожие характеристики с социальной установкой личности. В современной отечественной психологии разработка проблемы внутренней регуляции поведения основана на иных методологических принципах. Исследователи применяют разные понятия, касающиеся внутренней регуляции поведения.
Так, В.Н. Мясищевым предложена и В.С. Мерлином развита концепция отношений личности, важнейшими элементами которой являются положение об опосредованности избирательности связей личности с социальной действительностью и указание на то, что отношения личности образуют систему, структурированную по уровню обобщенности. Предметом исследования Д.Н. Узнадзе и его сотрудников являлась фиксированная установка как единица анализа действующего субъекта. А.Н. Леонтьевым введено понятие «личностного смысла», сходное с понятиями «отношения», «социальная фиксированная установка» Л.И. Божович используется понятие «внутренняя личность», а Б.Д. Парыгиным – «умонастроения».
Понятие малой группы и коллектива.
Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа. Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2—3 до 30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Известный тезис о зависимости психологии и поведения личности от социальной среды правильнее было бы сформулировать как мысль о зависимости личности от психологии и отношений, существующих в малых группах. Примерами малых групп, наиболее значимых для человека, являются семья, школьный класс, трудовой коллектив, объединения близких друзей, приятелей и т.п. Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социалъно-психологическим образованием. Эта общность может обнаруживаться по разным характеристикам — от чисто внешних (например, территориальная общность людей как соседей) до достаточно глубоких, внутренних (например, члены одной семьи). Мера психологической общности определяет сплоченность группы - одну из основных характеристик уровня ее социально-психологического развития.
Малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре отношений, существующих между их членами, индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности.
Рассмотрим классификацию малых групп. Условные или номинальные, — это группы, которые объединяют людей, входящих в состав ни одной малой группы. Иногда выделение таких групп необходимо в исследовательских целях, чтобы результаты, полученные в реальных группах, с теми, которые характеризуют случайное объединение людей, не имени постоянных контактов друг с другом, ни общей цели.
В противоположность номинальным группам выделяются реальные. Они представляют собой действительно существующие объединения людей, полностью отвечающие определению малой группы.
Естественными называют группы, которые складываются сами по себе, независимо от желания экспериментатора. Они возникают и существуют, исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей. В отличие от них лабораторные - создаются экспериментатором с целью проведения какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы. Они столь же действенны, как и другие группы, но существуют временно - только в лаборатории.
Условные, или номинальные, группы представляют собой истинно выделяемые исследователем объединения людей. В отличие от них все остальные виды групп реально существуют в обществе, и достаточно широко в нем представлены среди людей разных профессий, возрастов, социальной принадлежности, естественные группы делятся на формальные и неформальные.
Малые группы могут быть референтными и нереферентными. В референтной группе индивид находит для себя образцы для подражания. Ее цели и ценности, нормы и формы поведения, мысли и чувства, суждения и мнения становятся для него значимыми образцами для подражания и следования. Нереферентной считается такая малая группа, психология и поведение которой, чужды для индивида или безразличны для него. Кроме этих двух типов групп, могут существовать и антиреферентные группы, поведение и психологию членов которых человек совершенно не приемлет, осуждает и отвергает.
Для того чтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать ряду весьма высоких требований: успешно справляться с возложенными на нее задачами (быть эффективной в отношении основной для нее деятельности), иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, быть способной к творчеству, т.е. как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности.
Психологически развитый как коллектив считается такая малая группа, в которой
сложилась дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно назвать коллективистскими.
Коллективизм - это то развитие добрых традиций, уверенности каждого в своем коллективе. Чувство коллективизма не позволяет его членам остаться равнодушными, если задеты интересы общности.