Формирование понятия «ценностные ориентации личности»

В течение многих лет исследователями сделаны многочисленные попытки дать определение понятию "ценности личности". Тем не менее, встречающиеся в литературе определения укладываются в две основные парадигмы. Речь идет либо о достаточно абстрактно выраженных концепциях того, что наиболее желательно, эмоционально привлекательно, способно описать эмоциональное состояние бытия людей, либо столь же глубоко эмоционально предпочитаемом модусе поведения или действий. Первые ценности - ценности-цели или "терминальные" ценности, вторые - ценности-средства или "инструментальные" ценности.

Сложившееся в настоящее время понятие "ценность" является довольно обширным, но независимо от этого наличие индивидуальных ценностей позволяет каждой личности в ходе развития присваивать себе уже готовые, одобряемые в данной культуре базовые ценности. Усвоенные ею, они являются важным детерминантом поведения, решений, выборов. Такая ориентированность личности на определенную систему ценностей образует се ценностную ориентацию.

Ценностные ориентации представляют собой общечеловеческие принципы и соответствии с которыми строится поведение индивида в различных жизненных ситуациях. Генетически они формируются на различных этапах онтогенеза под влиянием природного, социальною и культурною окружения и понимаются, как структурные в переживаниях и представлениях значимые отношения к себе и к миру в прошлом, настоящем и будущем. Являясь глобальной характеристикой личности ценностные ориентации выступаю как продукт социализации личности. На различных этапах цивилизации их развитие неоднозначно и определяется факторами семейного и институационализнрованного воспитания и обучения, профессиональной деятельностью, общественно-историческими условиями. В случае аномального развития личности таким фактором может выступать психологическая консультация или психотерапия. Психологической основой ценностных ориентации личности является многообразная структура потребностей, мотивов, целей, идеалов, интересов, убеждений, мировоззрений, участвующих в создании ориентации личности, выраженной социально-детерменированным отношением личности к общности.

«Психологическими механизмами формирования и развития ценностных ориентации выступают индивидуально-типологические особенности протекания психических процессов и, прежде всего, мышления, памяти, эмоции и воли».

Сформированные в систему, ценностные ориентации во многом определяют личностную особенность индивида во всех областях человеческой деятельности.

Понятие "ценностной ориентации" наиболее разработано в рамках гуманистической психологии, хотя оно начинает встречаться в зарубежной социальной психологии уже с середины 19 века.

Дальнейший анализ ценностных ориентаций приводит иcследователей к выявлению многочисленных ценностей «объективные и ситуационные». «терминальные и инструментальные» (Рокич М.) «социальные» (Морено Д.). «действенные и знаемые» (Морис Ч.). Основой для такого деления становится зависимость или независимость от социальной среды.

Проблема ценностных ориентаций в теории К. Юнга связана с пониманием «архетипа». Ориентация людей в различных ситуациях определяется собственно образам, взаимодействующих с содержанием индивидуального бессознательного и сознания Э. Фромм. он выделяет понятие личностной ориентации. Это понятие близко к тому, что мы называем ценностными ориентациями. Типы ориентации у Э. Фромма имеют исторический характер и связаны с определенной общественно-экономической формацией.

Как известно, одним из важнейших образований в структуре направленности личности, определяющим ее отношение к объектам социального окружения являются ценностные ориентации

Исследование сущности и функций ценностных ориентаций является частью более широкой проблемы, описываемой понятием диспозиционной системы личности, которая является одним из существенных регуляторов поведения личности и которая формируется в процессе ее деятельности посредством отражения и присвоения социальных ценностей.

До настоящего времени не существует единого мнения по поводу определения понятия «ценности» и в современной психологической литературе выделяются два основных подхода. В первом подходе под понятием «ценность» обозначаются социально одобряемые или порицаемые средства организации и регуляции поведения человека, выступающие как внешнее условие или совокупность социально заданных самообоснований собственной активности. А во втором подходе «ценность» понимается как идеальное отражение социальных отношений людей, как частный случай процесса опредмечивания общественных отношений в социальных институтах и структурах.

С точки зрения генезиса и выполняемых функций ценности имеют социальную природу. Индивидуальная система ценностей имеет иерархическую структуру. Наряду с другими факторами, ценности предопределяют становление диспозиционной системы личности.

В исследованиях зарубежных и отечественных авторов, занимающихся проблемой диспозиций, в основном рассматриваются характеристики социальной установки. В меньшей степени исследуются образования высших уровней - направленность личности и другие элементы диспозиционной системы, имеющие схожие характеристики с социальной установкой личности. В современной отечественной психологии разработка проблемы внутренней регуляции поведения основана на иных методологических принципах. Исследователи применяют разные понятия, касающиеся внутренней регуляции поведения.

Так, В.Н. Мясищевым предложена и В.С. Мерлином развита концепция отношений личности, важнейшими элементами которой являются положение об опосредованности избирательности связей личности с социальной действительностью и указание на то, что отношения личности образуют систему, структурированную по уровню обобщенности. Предметом исследования Д.Н. Узнадзе и его сотрудников являлась фиксированная установка как единица анализа действующего субъекта. А.Н. Леонтьевым введено понятие «личностного смысла», сходное с понятиями «отношения», «социальная фиксированная установка» Л.И. Божович используется понятие «внутренняя личность», а Б.Д. Парыгиным – «умонастроения».

Понятие малой группы и коллектива.

Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа. Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2—3 до 30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Известный тезис о зависимости психологии и поведения личности от социальной среды правильнее было бы сформулировать как мысль о зависимости личности от психологии и отношений, существующих в малых группах. Примерами малых групп, наиболее значимых для человека, являются семья, школьный класс, трудовой коллектив, объединения близких друзей, приятелей и т.п. Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социалъно-психологическим образованием. Эта общность может обнаруживаться по разным характеристикам — от чисто внешних (например, территориальная общность людей как соседей) до достаточно глубоких, внутренних (например, члены одной семьи). Мера психологической общности определяет сплоченность группы - одну из основных характеристик уровня ее социально-психологического развития.

Малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре отношений, существующих между их членами, индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности.

Рассмотрим классификацию малых групп. Условные или номинальные, — это группы, которые объединяют людей, входящих в состав ни одной малой группы. Иногда выделение таких групп необходимо в исследовательских целях, чтобы результаты, полученные в реальных группах, с теми, которые характеризуют случайное объединение людей, не име­ни постоянных контактов друг с другом, ни общей цели.

В противоположность номинальным группам выделяются ре­альные. Они представляют собой действительно существующие объединения людей, полностью отвечающие определению малой группы.

Естественными называют группы, которые складываются сами по себе, независимо от желания экспериментатора. Они возникают и существуют, исходя из потребностей общества или вклю­ченных в эти группы людей. В отличие от них лабораторные - создаются экспериментатором с целью проведения какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы. Они столь же действенны, как и другие группы, но существуют временно - только в лаборатории.

Условные, или номинальные, группы представляют собой истинно выделяемые исследователем объединения людей. В отличие от них все остальные виды групп реально существуют в обществе, и достаточно широко в нем представлены среди людей разных профессий, возрастов, социальной принадлежности, естественные группы делятся на формальные и неформальные.

Малые группы могут быть референтными и нереферентными. В референтной группе индивид находит для себя образцы для подражания. Ее цели и ценности, нормы и формы поведения, мысли и чувства, суждения и мнения становятся для него значимыми образцами для подражания и следования. Нереферентной считается такая малая группа, психология и поведение которой, чужды для индивида или без­различны для него. Кроме этих двух типов групп, могут существо­вать и антиреферентные группы, поведение и психологию членов которых человек совершенно не приемлет, осуждает и отвергает.

Для того чтобы назвать малую группу коллективом, она дол­жна соответствовать ряду весьма высоких требований: успешно справляться с возложенными на нее задачами (быть эффектив­ной в отношении основной для нее деятельности), иметь высо­кую мораль, хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, быть способной к творчеству, т.е. как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работаю­щих в отдельности.

Психологически развитый как коллектив считается такая ма­лая группа, в которой

сложилась дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно на­звать коллективистскими.

Коллективизм - это то развитие добрых традиций, уверенности каждого в своем коллективе. Чувство коллективизма не позволяет его членам остаться равнодушными, если задеты интересы общности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: