Тип темперамента руководителей

Среди руководителей чаще встречаются САНГВИНИКИ – это наиболее подходящий тип темперамента для руководителя. Для этих же категорий руководителей наименее подходят меланхолики – их встречается меньше всего. Хотя в каждом конкретном случае нужно рассматривать индивидуально. С учётом других особенностей личности. В работе приемлем и холерик, но у него обычно возникают трудности во взаимоотношениях с коллективом из-за своего взрывного характера и эмоциональной неуравновешенности.

ФЛЕГМАТИКУ в работе руководителем могут мешать излишнее спокойствие, его «толстокожесть» и медлительность в решении оперативных проблем. Но зато ему нет равных в обдумывании решений и планировании. Поэтому он лучше справляется со стратегическими задачами. Или обычно он подбирает себе быстрых, оперативных подчинённых.

Для деятельности начальников отделов, заместителей. Ведущих инженеров и других функциональных руководителей не найдено значимых различий по успешности деятельности в зависимости от темперамента может подойти этим профессиям.

Эмоции.

Описывая эмоции можно разделить их на группы. Например, в зависимости от их положительной или отрицательной окраски можно сгруппировать их попарно: любовь-ненависть, симпатия-отвращение, чувство безопасности- страх, и т.д. Все первые слова в парах желанны для человека, к ним он стремится, а всех вторых слов в парах старается избежать. Любовь, страх, боль – всё это только слова, и слова порою бывают слишком бедны, чтобы выразить то, что реально испытывает человек. Невозможно утверждать, что человек, говорящий «Я люблю тебя», «Я люблю маму», «Я люблю этот город», «Я люблю этого человека» выражает одинаковые эмоции.

ЭМОЦИИ – это класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме переживаний отношения человека к окружающему миру и другим людям. Любые проявления активного человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. ГЛАВНАЯ функция эмоций для человека заключается в том, что благодаря эмоциям люди лучше понимают друг друга, судить о состоянии друг друга. Замечательно, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать эмоциональное состояния человека по выражению лица. Мы можем определить радость, гнев, печаль, страх.

Основные эмоции человека являются врождёнными, но не все. Некоторые эмоции приобретаются человеком в процессе обучения и воспитания. Например: жесты, как способ культурно обусловленного внешнего выражения эмоциональных состояний и отношений человека к чему-либо.

Жизнь без эмоций также невозможна, как и без ощущений. Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, через которую человек узнаёт о значимости происходящей.

Эволюция эмоций.

Эмоции биологически в процессе эволюции закрепились как способ поддержания жизненного процесса. Чем более сложно организовано живое существо, тем богаче гамма всевозможных эмоциональных состояний, которые оно способно переживать. Эмоции тесно связаны с потребностями. Чем выше потребность по своей социальной и нравственной значимости, тем возвышенней связанные с нею чувства. Самая простейшая и наиболее распространённая среди живых существ форма эмоциональных переживаний – это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовлетворение, связанное с невозможностью это сделать.

Основные эмоции, которые испытывают человек делятся на эмоции, чувства

и аффекты. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данной момент потребности. Эмоции и чувства могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями.

Если эмоции могут предвосхищать события, то есть могут возникать в связи с воображаемыми ситуациями, то чувства носят предметный характер,

То есть они связаны с представлением или и…… о некотором объекте.

Чувства носят исторический характер. Они различны у разных народов и по-разному выражаются в разные исторические эпохи. Напри

Например:1). В Индии запрещено целовать друг друга в губы. В России во все времена это было выражением лучших чувств.

2). Ранее в Индии: если у женщины умирал муж – её корили, иногда сжигали на костре. Сегодня – наоборот ей сочувствуют, предоставляют различные льготы.

В отношении окружающего мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. АФФЕКТЫ –

это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает.

Это реакция, которая возникает в результате уже совершённого действия или поступка. Эмоциональная напряжённость, накопившаяся в результате аффективных ситуаций, может привести к сильной и бурной эмоциональной развязке. (эмоциональная развязка в свою очередь, снимая напряжение, влечёт за собой чувство усталости, подавленности …) Одним из наиболее распространённых в наши дни видов аффекта является стресс.

Упражнения к теме: «Эмоции.»

1). Нарисуйте лицо человека выражающее определённую эмоцию.

Отгадайте, какую эмоцию нарисовали другие.

2). Придумайте небольшой рассказ 5-6 предложений и опишите какие эмоции и чувства он вызывает.

ХАРАКТЕР. Акцентуация характера.

Характер- это каркас личности, в которой входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчётливо проявляющиеся в различных видах деятельности.

Характер – совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям и выполняемой им деятельностью. (от греческого с77777- «печать»).

Когда определяют характер человека. То говорят не о том, что данный человек проявил честность, смелость, а что этот человек честный, смелый, то есть названные качества являются чертами характера человека. Знание характера человека позволяет предвидеть многие действия и поступки.Так, например, мы с огромной долей вероятности можем предположить как поведёт себя и что скажет мама, если мы задержимся на 2-3 часа..Говорят: «

Он не мог поступить иначе, такой уж у него характер.» Однако характерными можно считать не все особенности человека, а только устойчивые, существенные. Если человек в стрессовой ситуации невежлив и несдержан, то это вовсе не означает, что грубость и невежество являются свойствами его характера. Характер определяется и формируется в течение всей жизни человека. По мере того, как формируется образ жизни человека:

Образ мыслей, чувств, побуждений, действий, формируется и сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и жизненные обстоятельства, в которые попадает человек. Характер человека – это то, что определяет его значимые поступки.

Типология характеров.

На протяжении всей истории психологии предпринимались попытки построения типологии характеров. Наиболее известной является типология немецкого психолога-психиатра Э.Кречмера.

Он описал три наиболее часто встречающихся типа строения тела, конституции человека. Каждый из них он связал с особым типом характера.

1. Астенический тип. Это обычно худой, тонкий человек, узкие плечи, тонкие руки.

2. Атлетический тип.- сильно развитый скелет и мускулатура, человек среднего или высокого роста с широкими плечами.

3. Пикнический тип – человек, склонный к ожирению, слабо развитыми мышцами, среднего роста с короткой шеей.

Акцентуации характера.

Число черт характера очень велико, в словаре русского языка С.И.Ожегова их около 15000. Каждая из черт имеет разную количественную степень выраженности. Например: щедрый, очень щедрый, не совсем щедрый, щедрый. Количественное развитие той или иной черты характера может достичь своего предела, границы, которая ещё считается нормальным, приемлемым в обществе поведением.

Чрезмерную выраженность отдельных черт характера, представляющую крайние варианты нормы называют????

АКЦЕНТУАЦИЯ характера – это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются отклонения в поведении не выходящие за пределы нормы.

Классификация Леонгарда,??????. Немов-! Т. стр.412.

КЛАССИФИКАЦИЯ?? по А.Е. Личко.:

1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, склонностью к озорству. Они любят шумные компании и сами вносят в окружающую жизнь много шума. При хороших общих способностях они неустойчивы, недисциплинированны, невнимательны, учатся неровно. У них всегда хорошее, приподнятое настроение. Часто возникают конфликты с педагогами, родителями. Имеют множество увлечений, которые, в основном поверхностны и быстро проходят. Зачастую такие подростки переоценивают свои возможности, бывают слишком самоуверенны, стремятся показать себя и произвести впечатление на окружающих.

2. Циклоидный тип. Характеризуется повышенной раздражительностью. Предпочитают находится дома одни, тяжело переживают даже незначительные неприятности, реагируют на замечания крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного.

3. Лабильный тип. Крайне изменчив в настроении, оно чаще всего непредсказуемо. Поведение зависит от сиюминутного настроения. Находясь в подавленном настроении они крайне нуждаются в помощи, поддержке. Хорошо понимают и чувствуют истинное отношение к ним окружающих людей.

4. Астеноневротический тип. Капризность, повышенная мнительность, утомляемость, раздражительность.

5. Сензетивный тип. Повышенная чувствительность ко всему. Не любят больших компаний, подвижных игр. Застенчивы, робки. Открыты и общительны только с хорошо знакомыми им людьми. Отличаются послушанием и привязанностью к родителям. Усердны, упорны.

6. Психастенический тип характеризуется ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям, рассуждениям, самоанализу и оценке поведения других людей. Самоуверенность сочетается с нерешительностью.

7. Шизоидный тип. Замкнутость, предпочтение быть в одиночестве, безразличие к окружающим людям, неумение сочувствовать и сопереживать. Как правило, их не очень любят сверстники.

8. Эпилептоидный тип. Часто плачут, изводят окружающих. В детстве любят мучить животных, дразнить маленьких. Жестоки, властны, себялюбивы. Любят устанавливать свои порядки в группе.

9. Истероидный тип. Главная черта –эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной персоне. С трудом выносят, когда в их присутствии хвалят других. Стремятся привлечь к себе внимание.

10. Неустойчивый тип. Склонность, тяга к развлечениям, безделью и праздности. Отсутствие серьёзных интересов, в том числе и профессиональных. Они практически совсем не думают о своём будущем.

11. Конфор?? иный тип. Бездумное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Главное жизненное кредо – «быть как все». Это тип приспособленца, который ради достижения личных целей готов предать других.

Личность и характер человека.

В структуре личности характер занимает центральное место, объединяя все другие свойства и особенности поведения. Характер человека, несомненно, влияет на его познавательные процессы – восприятие, воображение, внимание, память, мышление.

Эмоциональная жизнь человека находится под прямым влиянием характера. В первую очередь характер определяет индивидуальность и своеобразие личности. От других черт личности характер отличается прежде всего своей устойчивостью. Одной из черт характера, обнаруживающих ворастную и временную устойчивость, является общительность или связанная с ней по смыслу черта – замкнутость.

Экстраверсия и интерверсия, как черты личности выражают соответственно открытость и замкнутость человека по отношению к миру и другим людям.

ЭКСТРАВЕРТ- общительный человек, проявляющий особый интерес к тому. Что происходит вокруг. Внешний мир ставит выше своего внутреннего.

ИНТРОВЕРТ – ставит себя и свой внутренний мир выше всего того, что происходит вокруг. Всё внимание человека направлено на самого себя. Он становится центром собственных интересов.

АЛЕБОВЕРТ – равномерное присутствие экстраверта и интроверта.

В: характер человека связан с его интересами, потребностями и более всего проявляются в том, что для человека значимо. Поэтому правильно судить о характере человека можно, внимательно наблюдая за тем, как он ведёт себя в значимых жизненных ситуациях, которые позволяют ему удовлетворить наиболее сильные и актуальные потребности. Стр. 345 Райгородский Тест:»Экстраверт или интроверт?».

Практикум «Характер».

Упражнение 1). Подробно, насколько это возможно, опишите характер одного из членов групп. 5-6 предложений. Зачитываем вслух и угадываем о ком идёт речь. Человека выбирают по желанию или по жребию.

ТЕСТЫ:

1. Сильный ли у вас характер? «Курс практической психологии». Катаков Р.Р. стр 321.

2. Решительны ли вы? Кашаков Р.Р. стр.338.

3. Оптимист или пессимист? «Практическая психология в тестах». Стр.191 Р.Римская; стр 317 Р.Камаков.

4. Определение типа характера по К.Юнгу. стр 34 практическая психодиагностика Д.Райгородский.

Личность и коллектив.

Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависти от социальной среды.

СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА – это сложноустроенное общество, в котором люди объединены в разнообразные более или менее устойчивые соединения – группы

ГРУППЫ: 1). Большие- государство, народность, класс, профессиональная группа, религиозная группа, возрастная группа,…

2).Малые – небольшие объединения людей от 2-3 до 20-30 человек, занятых каким-либо общим делом и находящиеся в прямых взаимоотношениях друг с другом (семья, школьный класс, близкие друзья и т.д.)

Нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений называют психологическим климатом группы. Общие правила поведения, которых придерживаются члены группы- групповыми нормами.

Классификация малых групп.

1.Условные (номинальные)- это группы которые оюъединяют людей не входящих в состав ни одной малой группы. Иногда выделение таких групп необходимо в исследовательских целях, чтобы сравнить результаты полученные в реальных группах с теми, которые характеризуют случайные объединения людей.

2. РЕАЛЬНЫЕ – действительно существующие группы, полностью отвечающие определению малой группы. Выделяются в противоположность условным.

3.ЕСТЕСТВЕННЫЕ – группы, складывающиеся сами по себе, независимо от желания экспериментатора.

4. ЛАБОРАТОРНЫЕ – существующие временно, только для проведения какого-либо эксперимента. Их организует экспериментатор.

5. Естественные группы делятся на:

ФОРМАЛЬНЫЕ – создаются и существуют лишь в рамках организаций (школьный класс).

НЕФОРМАЛЬНЫЕ – создаются и существуют вне рамок официальных организаций. (молодёжные объединения)

5. Референтные – любая реальная или условная группа. К которой человек добровольно себя причисляет. Индивид находит в ней образцы для подражания, цели, ценности и нормы группы для него значимые.

Нереферентные – малая группа цели, ценности, поведение которой чужды или безразличны для индивида.

6. Все группы можно разделить на:

Высокоразвитые- группы отвечающие всем перечисленным требованиям.

Слаборазвитые- в них нет достаточной психологической общности, налаженных деловых и личных взаимоотношений, чётко распределённых обязанностей, эффективной совместной работы, признанных лидеров.

Среди высокоразвитых групп выделяются КОЛЛЕКТИВЫ. Для того, чтобы малую группу можно было назвать коллективом она должна соответствовать ряду высоких требований: успешно справляться с возложенными на неё задачами, быть эффективной в отношении основной для неё деятельности, иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, быть способной к творчеству, то есть как группа давать обществу больше, чем сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности.

Малая группа может считаться считаться психологически развитым коллективом, если в ней сложилиась дифференцированная система деловых и личных взаимоотношений, основанных на высокой нравственной основе. (на нормах и ценностях общечеловеческой морали)

Феноменология малых групп.

Представление и описание основных явлений, характерных для некоторого объекта. (в данном случае для малой группы).

Позиция- Официальное положение человека, в той или иной системе отношений. Официальное, Она определяется связями данного человека с основными

Должностное членами группы. От позиции, занимаемой человеком в группе,

Положение. Зависит степень его влияния на других членов групп.

САТУС- Это реальная социально- психологическая характеристика его положения

Признание, В системе внутригрупповых отношений.

Авторитет.

КОМПОЗИЦИя – это характеристика, отражающая своеобразие индивидуального состава группы. (о тех группах которые состоят из похожих друг на друга людей говорят, что они обладают однородной композицией).

КАНАЛЫ КОММУНИКАЦИЙ- система межличностных связей, обеспечивающих взаимодействие и передачу информации от одних членов группы к другим.

Эмоции и чувства.

Все, с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него то или иное отношение или возникновение того или иного чувства.

Чувства человека разнообразны.

Несмотря на то, что русский язык очень богат, порою слова меркнут в сравнении с теми чувствами, которые испытывает человек. Радость, гнев, любовь – не все оттенки этих слов можно описать при помощи речи. Совершенно точно, что человек вкладывает в слово любовь различные значения, когда говорит: «Я люблю маму», «Я люблю мороженое» и «Я люблю своего мужа».

Итак, что же такое эмоции и чувства?

Эмоции – это особый класс психологических состояний, отражающих в форме переживаний отношение человека к окружающему миру и людям.

К классу эмоций относятся настроения, чувства, страсти и аффекты.

Главная функция эмоций состоит в том, что благодаря им люди лучше понимают друг друга, порою обходясь даже без слов.

Люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно оценивать выражение лица друг друга, определять основные эмоциональные состояния: радость, гнев, печаль, удивление, страх.

Этот факт доказывает, что основные эмоции являются врожденными. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без общения. Эмоционально-выразительные движения человека – мимика и жесты выполняют функцию общения, т.е. сообщения человеку информации о состоянии человека в данный момент и о его отношении к тому, что происходит.

Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, с помощью которых человек узнает о значимости происходящего. Чем более высокую ступень на существо, тем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает и тем богаче гамма всевозможных эмоциональных состояний, которые оно способно переживать.

Эмоции зависят от потребностей человека. Чем выше потребность по своей эмоциональной и нравственной значимости, тем возвышеннее связанное с ней чувство.

Самая старая по происхождению и самая простейшая эмоция- это удовольствие. Получаемое от удовлетворения органических потребностей или неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать.

Итак, основные эмоциональные состояния. Которые испытывает человек – это собственно эмоции, чувства и аффекты. ЧУВСТВА – устойчивые психические состояния, имеющие чётко выраженный предметный характер: они выражают устойчивое отношение к каким – либо объектам. (человек может пережить чувство относительно чего-либо, а не чувство вообще). Например: человек не может испытать чувство любви, если у него нет объекта привязанности.

АФФЕКТЫ- это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их не испытывает. Это реакция, которая возникает в результате уже совершённого действия или поступка. В отличии от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются двигательными реакциями. Аффекты препятствуют разумности поведения, нормальной его организации. Одним из наиболее распространённых видов аффектов является стресс.

СТРЕСС – это состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения. Которое возникает как эмоциональная перегрузка нервной системы. Стресс нарушает нормальную деятельность человека и его поведение. Стрессы, если они часты и сильны оказывают отрицательное воздействие на психологическое состояние и на физическое здоровье человека.

Во время стрессовой ситуации в кровь выбрасывается большое количество адреналина, что изменяет активность многих клеток организма. Повышается интенсивность работы сердца, изменяется диаметр кровеносных сосудов, (кровь оттекает от поверхности кожи и притекает к мышцам и мозгу), увеличивается температура тела, выделяется пот, изменяется частота дыхания.

В нашей культуре закрепилось понятие, что стресс – это обязательно отрицательное воздействие на организм. Это не совсем верно.

Стресс – это реакция срочного реагирования.


Аустресс

+

Активизирует организм, способствует его внутренней мобилизации, сжигается адреналин и наступает фаза положительных эмоций.

Если ситуация повторится, то организм приобретает опыт, тренируется и становится более подготовлен неожиданному стрессу и человек более адекватно реагирует.

Дистресс

-

Возникновение более сильного фактора, более длительного по времени или ситуация, когда у человека нет возможности отреагировать. В результате наступает истощение нервной системы


В-первые о стресс-реакции в 70-е годы заговорил Ганс Селье.

Он выделял 3 фазы стресса:

1. Фаза тревоги – столкновение с неожиданным, приятным или неприятным событием. Когда эмоции становятся чрезмерными, то их обозначают как стресс. Характерно состояние тревоги, мы боимся но спрогнозировать последствия не можем.

Тревожность может быть:

А. ситуативная Б. личностная

(зависит от ситуации) (всю жизнь что-то тревожит)

2. Фаза сопротивления – когда организм пытается адаптироваться к новой ситуации.

3. Фаза истощения – возникает когда затягивается фаза тревоги и организм не может адаптироваться.

Из состояния стресса возможны три исхода:

1. Изменение физического здоровья: 70 % болезней – результат стрессов, такие заболевания называются психосоматическими.

2. Уменьшение работоспособности – постоянное чувство усталости, невозможность сконцентрироваться, забывчивость, негибкое мышление; или увеличение работоспособности – открывается второе дыхание

3. Нерациональное поведение: постоянное ожидание неудачи, худшего, потеря интереса к жизни, к себе, к людям.

Основные принципы профилактики стресса

Каждый человек имеет в своем арсенале неосознанные способы противодействия стрессовым ситуациям.

Если стресс является эмоциональным более эффективный способ борьбы – мышление и осознание. Также возможна любая сторонняя эмоциональная разрядка. (многие женщины, находясь в стрессовой ситуации делают генеральную уборку, красят волосы… и таким образом отреагируют свои эмоции).

Как правило, человек, находясь в стрессовой ситуации боится просить помощи, замыкается в себе. Не стоит этого делать, контроль своего поведения + желание найти поддержку других людей!

- чтение

- шейпинг, танец

- рисование

- продуктивный отдых

- не нагнетать мрачных мыслей

Подведем итог:

1. Эмоции – это особый класс психологических состояний, отражающих в форме переживаний отношение субъекта к окружающему миру.

2. Эмоции делятся на: А. собственно эмоции

Б. чувства

В. аффекты

3. Основные эмоции являются врожденными

4. Основная функция эмоций – облегчить взаимопонимание между людьми

5. Стресс – это разновидность аффектов. Стресс не обязательно несет организму и человеку только отрицательное!

6. Существуют методы профилактики и борьбы со стрессом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: