Формирование связной речи

Упражнения в составлении предложений по демонстрации действий, по картинке, подготавливают детей к умению связно рассказывать об увиденном. Постепенно эти сообщения принимают форму небольшого рассказа. При этом вопросы логопеда должны быть направлены на то, чтобы дети употребляли в своих высказываниях ранее усвоенные формы. Например: «Я вырезал белые лепестки и приклеил их к желтой середине. Получилась ромашка. Сделал три ромашки и наклеил их на коврик».

Выполняя ряд действий и называя их, дети должны использовать существительные в разных падежных формах.

На последующих занятиях логопед ставит вопросы так, чтобы дети могли распространять предложения путем введения качественных и относительных прилагательных в разных падежах, различных наречий, указывающих, как протекало действие. Например: «Дети помогают маме. Коля чисто моет посуду. Оля быстро вытирает ее полотенцем, а Нина осторожно ставит посуду на верхнюю полку. Оля наливает воду в лейку и аккуратно поливает цветы».

При обучении детей составлению рассказов-описаний игрушек или предметов широко используют сравнения. Сопоставляя предметы, логопед своими вопросам направляет внимание детей на выделение признаков величины, цвета, назначение предмета. Затем устанавливают сходства предметов.

После этого логопед дает образец рассказа-описания одного из сравниваемых предметов. Дети повторяют этот рассказ. На последующих занятиях после проведенного сравнения логопед предлагает план, по которому дети самостоятельно составляют рассказ.

При обучении детей связной речи особое внимание уделяется составлению рассказа по картинке.

При работе с картиной используют следующие методические приемы, располагающиеся в порядке нарастающей сложности:

а) словарная работа;

б) предварительное рассматривание картины;

в) ответы на вопросы по содержанию картины;

г) повторение детьми рассказа, составленного логопедом в соответствии с ответами детей на вопросы;

д) составление рассказа по представлению;

е) составление рассказа по плану, данному логопедом;

ж) самостоятельное составление детьми рассказа по картинке.

На последующих этапах работа по обучению связной речи усложняется. Детям предлагают составлять рассказы по сериям сюжетных картинок.

Большое место в формировании связной речи занимает пересказ. На первых этапах обучения пересказу параллельно осуществляется и другая, очень важная цель – развитие слуховой памяти и внимания. Это достигается разными путями:

а) запоминание коротких текстов из трех-четырех предложений, связанных между собой. Материал подбирается из правильно произносимых звуков;

б) работа с деформированным текстом. Лишенный логической последовательности рассказ логопеда дети восстанавливают в соответствии с очередностью событий.

Далее работа по обучению пересказа усложняется. Прочитав рассказ, логопед задает вопросы с целью выяснить, поняли ли его дети. Только после этого дети пересказывают прочитанное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: