Логопедическая работа с детьми четвертого уровня речевого развития

В коррекционном процессе с детьми 4 уровня речевого развития формируются все компоненты языка (как звуковые, так смысловые). Но особое внимание уделяется дальнейшему совершенствованию их связной речи.

Формирование фонетического строя языка

1. Развитие у детей умения дифференцировать на слух оппозиционные звуки (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, мягкие – твердые, р – л), а затем – отработка этих дифференцировок в произношении.

2. Закрепление произношения многосложных слов с различными вариантами стечения согласных звуков (птичница, термометр).

3. Закрепление навыков звукового анализа и синтеза.

4. Обучение грамоте.

Продолжают работу по развитию речевого слуха, осознанию звуко-буквенного состава слов наибольшей сложности. Знакомство с правилами раздельного написания слов в предложении, прописной буквы в именах собственных и начале предложения, постановки точки в конце предложения позволяет постепенно перейти к формированию других навыков – правописанию звонких и глухих согласных в конце слова, сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, слов с безударной гласной (столы – стол, грибы – гриб).

Много времени уделяют упражнениям по закреплению навыков чтения: складывание из букв разрезной азбуки слов, коротких предложений; преобразование слов путем изменения буквы, слога; самостоятельное составление слов и предложений только из задуманных букв; слуховые диктанты; списывание. В течение года дети знакомятся со всеми буквами алфавита, читают слоги, слова, предложения и короткие тексты. Все это позволяет закрепить фонетические и графические знания детей о буквах и звуках, что обеспечивает в дальнейшем грамотное правописание.

Уточнение и расширение словарного запаса

При работе над лексическим компонентом языка акцентируется внимание:

- на уточнение и расширение значений слова;

- на формирование семантической структуры слова;

- на введение новых слов и сочетаний в самостоятельную речь.

В связи с этим выделяют ряд направлений по обучению детей навыкам практического употребления в речи:

· существительных с уменьшительным и увеличительным значением (кулак – кулачок, кулачище);

· существительных с противоположным значением (холод – тепло, вежливость – грубость);

· глаголов с противоположным значением (впустить – выпустить);

· сложных слов (книголюб, мышеловка, листопад);

· прилагательных с противоположным значением (сухая тряпка – мокрая тряпка).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: