Закрепляются навыки изменения слов по числам, родам, падежам, лицам. Дети тренируются в построении короткого предложения и ответа полным распространенным предложением.
Практическое овладение грамматическими формами ставит следующие задачи:
- образование сравнительной и превосходной степени качественных прилагательных (красивый – красивее – красивейший);
- согласование прилагательных с существительными при изменении их по падежам и числам (нет голубого карандаша, голубых карандашей, синих ручек);
- согласование местоимений и числительных с существительными и изменение их по падежам (два моих блюдца – нет двух моих блюдец).
Обучение связной речи
При формировании у детей навыков связного рассказывания, выделяется ряд требований к их речи:
· обязательное условие – раскрытие темы;
· соблюдение определенного объема рассказа;
· использование выразительных средств (эпитеты, антонимы, сравнения)
· использование прямой речи;
· наличие правильной структуры повествования, композиционной стройности и завершенности рассказа.
Работа над связной речью предполагает дальнейшее закрепление навыков составления разных типов рассказов и пересказов. Причем сначала этот процесс облегчается тем, что дети рассказывают, наблюдая непосредственно те предметы или действия, о которых говорят. Затем речь их строится с опорой на картинки и серии картин. И лишь впоследствии они переходят к описанию пережитых или услышанных событий.
Эффективность всей коррекционной работы зависит от соблюдения специальных образовательных условий:
- систематичность проведения занятий;
- распределение их в порядке возрастающей сложности;
- подчиненность заданий выбранной цели;
- чередование вариативности упражнений;
- воспитание внимания к речи;
- разнообразие организационных форм и методических приемов работы с учетом психолого-педагогических особенностей детей;
- дозирование речевых, интеллектуальных нагрузок;
- соблюдение охранительного режима;
- осуществление индивидуального подхода к детям, учет личностных и характерологических особенностей детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с.
2. Диагностика и коррекция речевого развития детей раннего возраста / Под ред. Л. С. Сековец. – Н. Новгород: Издательство «Автосинтез НН», 2005. – 36 с.
3. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция ОНР у дошкольников. – СПб.: Союз, 1999. – 160 с.
4. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой и С. Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 680 с.
5. Логопедия. Методическое наследие \ Под ред. Л. С. Волковой: В 5 кн. – М.: Владос, 2003. – Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. -480 с.
6. Шашкина Г. Р., Зернова Л. П. Логопедическая работа с дошкольниками. – М.: Академия, 2003. – 240 с.
ТЕСТ
1. Что такое ОНР?
А. нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата;
Б. различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы: фонетической, фонематической и лексико-грамматической;
В. нарушение процессов формирования произносительной системы языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
2. С чего начинается комплексное диагностическое обследование?
А. С заполнения речевой карты;
Б. С собеседования с родителями;
В. С обследования словарного запаса.
3. Результаты обследования произношения фиксируют:
А. характер нарушений звукопроизношения: замены, пропуски, искажение, смешение звуков;
Б. как ребенок произносит звуки изолированно;
В. как ребенок воспринимает звуки речи на слух.
4. Продолжительность индивидуальной формы коррекционного воздействия?
А. 10 – 15 минут;
Б. 20 минут;
В. 30 минут.
5. Какие выделяют направления при формировании связной речи детей с 1-2 уровнем речевого развития?
А. называть: имена друзей, кукол, окружающих взрослых; односложные слова; двусложные слова с ударением на первом слоге;
Б. словарная работа; предварительное рассматривание картины; ответы на вопросы по содержанию картины;
В. составление рассказов по сюжетной картинке; составление рассказов по серии картин; составление рассказов-описаний; пересказ.
Ответы: 1 - Б; 2 - Б; 3 - А; 4 - А; 5 - В.
| ||||||||||||
| ||||||||||||