Формирование грамматического строя языка

Закрепляются навыки изменения слов по числам, родам, падежам, лицам. Дети тренируются в построении короткого предложения и ответа полным распространенным предложением.

Практическое овладение грамматическими формами ставит следующие задачи:

- образование сравнительной и превосходной степени качественных прилагательных (красивый – красивее – красивейший);

- согласование прилагательных с существительными при изменении их по падежам и числам (нет голубого карандаша, голубых карандашей, синих ручек);

- согласование местоимений и числительных с существительными и изменение их по падежам (два моих блюдца – нет двух моих блюдец).

Обучение связной речи

При формировании у детей навыков связного рассказывания, выделяется ряд требований к их речи:

· обязательное условие – раскрытие темы;

· соблюдение определенного объема рассказа;

· использование выразительных средств (эпитеты, антонимы, сравнения)

· использование прямой речи;

· наличие правильной структуры повествования, композиционной стройности и завершенности рассказа.

Работа над связной речью предполагает дальнейшее закрепление навыков составления разных типов рассказов и пересказов. Причем сначала этот процесс облегчается тем, что дети рассказывают, наблюдая непосредственно те предметы или действия, о которых говорят. Затем речь их строится с опорой на картинки и серии картин. И лишь впоследствии они переходят к описанию пережитых или услышанных событий.

Эффективность всей коррекционной работы зависит от соблюдения специальных образовательных условий:

- систематичность проведения занятий;

- распределение их в порядке возрастающей сложности;

- подчиненность заданий выбранной цели;

- чередование вариативности упражнений;

- воспитание внимания к речи;

- разнообразие организационных форм и методических приемов работы с учетом психолого-педагогических особенностей детей;

- дозирование речевых, интеллектуальных нагрузок;

- соблюдение охранительного режима;

- осуществление индивидуального подхода к детям, учет личностных и характерологических особенностей детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с.

2. Диагностика и коррекция речевого развития детей раннего возраста / Под ред. Л. С. Сековец. – Н. Новгород: Издательство «Автосинтез НН», 2005. – 36 с.

3. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция ОНР у дошкольников. – СПб.: Союз, 1999. – 160 с.

4. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой и С. Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 680 с.

5. Логопедия. Методическое наследие \ Под ред. Л. С. Волковой: В 5 кн. – М.: Владос, 2003. – Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. -480 с.

6. Шашкина Г. Р., Зернова Л. П. Логопедическая работа с дошкольниками. – М.: Академия, 2003. – 240 с.

ТЕСТ

1. Что такое ОНР?

А. нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата;

Б. различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы: фонетической, фонематической и лексико-грамматической;

В. нарушение процессов формирования произносительной системы языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

2. С чего начинается комплексное диагностическое обследование?

А. С заполнения речевой карты;

Б. С собеседования с родителями;

В. С обследования словарного запаса.

3. Результаты обследования произношения фиксируют:

А. характер нарушений звукопроизношения: замены, пропуски, искажение, смешение звуков;

Б. как ребенок произносит звуки изолированно;

В. как ребенок воспринимает звуки речи на слух.

4. Продолжительность индивидуальной формы коррекционного воздействия?

А. 10 – 15 минут;

Б. 20 минут;

В. 30 минут.

5. Какие выделяют направления при формировании связной речи детей с 1-2 уровнем речевого развития?

А. называть: имена друзей, кукол, окружающих взрослых; односложные слова; двусложные слова с ударением на первом слоге;

Б. словарная работа; предварительное рассматривание картины; ответы на вопросы по содержанию картины;

В. составление рассказов по сюжетной картинке; составление рассказов по серии картин; составление рассказов-описаний; пересказ.

Ответы: 1 - Б; 2 - Б; 3 - А; 4 - А; 5 - В.


                         
   
ОНР –различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы: фонетической, фонематической и лексико-грамматической.
 
   
   
При 1 – 2 уровне - понимания речи; - словарного запаса; - лексико-грамматических структур; - фонетического строя языка и слоговой структуры слов; - фонематического слуха; - формирование предложений; - связной речи.
 
     
     
 
 
   
 
 
 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: