МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БАРНАУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ
Психология
Методические указания
по выполнению контрольной работы
для студентов I курса,
обучающихся по направлениям:
521600 «Экономика»,
521500 «Менеджмент» (бакалавры),
Общие методические рекомендации
По выполнению контрольной работы
Приступая к выполнению контрольной работы, следует внимательно прочитать формулировку задания, так, ответ на 3 вопрос каждого варианта должен носить не описательный характер, а представлять собой анализ указанного психологического явления с приведением конкретных примеров.
Порядок выполнения контрольной работы. Определив номер варианта и темы и отыскав ее в тематике контрольных работ, следует внимательно ознакомиться с планом работы.
Тема должна раскрываться в соответствии с планом, который выносится на первую страницу работы. План состоит из трех вопросов, два из которых носят теоретический характер, а третий представляет собой практическое задание, подразумевающее самостоятельный анализ студентом предложенной социально-психологической проблемы.
Следует особое внимание обратить на правильное оформление работы. Необходимо выделить в тексте рассматриваемые вопросы, объем ответов на вопросы должен быть соразмерен, так, недопустимо рассматривать первый вопрос на двух страницах, а второй на десяти. Приводимые в тексте цитаты должны быть снабжены ссылками на источники. В конце текста приводится список использованной литературы. Оставляйте поля для замечаний и вопросов рецензента.
Ответы на замечания и вопросы рецензента нужно давать в письменной форме. Получение отрицательной рецензии предполагает необходимость доработки текста в соответствии с замечаниями и вторичное представление работы на рецензирование.
Объем работы должен составлять 10 -12 страниц текста (формат А4, размер шрифта 14, интервал полуторный). Текст должен быть набран на компьютере.
Работа должна быть подписана студентом с указанием даты ее написания. По результатам выполнения контрольной работы проводится устное собеседование.
Тематика контрольных работ.
Вариант 1. Тема: Исторические этапы развития психологии.
1. Донаучная, или житейская, психология
2. Психология в рамках философского знания Античности и Средневековья
3. Выберите правильный вариант ответа. Обоснуйте свой выбор.
Философы Средневековья:
а) полностью отвергали доктрину Аристотеля;
б) опирались в своих исследованиях только на богословов;
в) пытались защитить догматы христианской религии;
г) все варианты ответа неверны.
Методические рекомендации
Раскрывая содержание первого вопроса, исходите из того, что в форме обыденного знания психология возникла в рамках теоцентрического мировоззрения первобытного общества. Покажите, что, несмотря на свою простоту и отрывочность, некоторые обыденные формы психологического знания сохранили свое значение вплоть до настоящего времени.
Во втором вопросе, укажите, что в период Античности и Средневековья психологическое знание разрабатывалось на основе философских представлений. Отметьте, что вершиной античной психологии является учение Аристотеля о душе. Раскройте содержание наиболее полного и глубокого религиозного учения о человеческой психике, созданного христианскими мыслителями Средневековья (Августин Блаженный, Фома Аквинский и др.).
Литература
1. Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2007.
2. Островский Э.В. Основы психологии. — М.: ИНФРА-М: Вузовский учебник, 2012.
3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. — Ростов н/Д: Феникс, 1996.
4. Психология / под общ. ред. В.Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2000.
5. Сонин В.А. Психологи мира от А до Я. — СПб.: Речь, 2012.
Вариант 2. Тема: Психологические взгляды эпохи Возрождения и Нового времени.
1. Охарактеризуйте психологические взгляды эпохи Возрождения и Нового времени.
2. Психология, ее основные отрасли и место в системе наук
3. Сопоставьте предмет психологии, определяемый как область душевных явлений и понятие «душа».
Методические рекомендации
В первом вопросе важно отметить, что благодаря открытиям этого исторического периода складывались психологические концепции последующих десятилетий. Укажите, какие психологические понятия были введены в научный оборот Р.Декартом. Назовите, в чем состоит дуализм учения Р.Декарта о душе и теле. Охарактеризуйте идеи Лейбница о бессознательной психике, малой перцепции и апперцепции. Рассмотрите идеи Т.Гоббса относительно роли и значения ассоциаций в процессе познания. Проанализируйте взгляды Дж. Локка и его роль в становлении эмпирической психологии.
Во втором вопросе следует подробно рассмотреть психологию как науку, представляющую собой разветвленную систему научных дисциплин, подразделяющихся на фундаментальные и прикладные. Проанализируйте структуру психологии как науки. Охарактеризуйте задачи общей психологии, психологии познавательных процессов, психологии личности, а так же специальных психологических дисциплин.
В третьем вопросе рекомендуется рассмотреть предмет психологии как изучение преимущественно ориентировочной функции душевных (психических) явлений, т.е. участие их в анализе проблемной (новой для субъекта) ситуации, построении внутреннего (мысленного) плана последующего действия. Сопоставьте предложенное вами определение предмета психологии и понятие души. Сформулируйте свою позицию относительно положение о том, что хотя понятие души не рассматривается в рамках психологических исследований, невозможно не постулировать сам факт и цели ее существования.
Литература
Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник, 2005.
Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн./Р.С. Немов-М.; Просвещение – Владос, 1994.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г.История и теория психологии. В 2-х т.- Ростов н/Д.: Феникс, 1996.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 1998.
Психологический словарь / Под ред.В.П.Зинченко, Б.Г. Мещерякова.- М.: Педагогика-Пресс, 1999.
Психология: Учебник для вузов/ Под ред. А.А.Крылова. – М.: Проспект, 1998.
Вариант 3.Тема: Чувственное познание: ощущение и восприятие
1. Процесс познания и его стадии.
2. Сущность, виды и свойства восприятия
3. Установите соответствие между психическими процессами и их характеристиками, обоснуйте ответ:
Характеристики психических процессов | Психические процессы | |
Ощущение | Восприятие | |
Результатом является образ предмета | ||
Результатом является дифференцированное чувство | ||
Связано с комплексной работой анализаторов | ||
Связано с работой отдельных анализаторов |