Раскрывая содержание первого вопроса, исходите из принятого в психологии представления о существовании в человеческой психике двух принципиально различных форм познания — чувственного и рационального. Формирование этих двух основных форм человеческого познания явилось результатом эволюции психики человека. Рассмотрите ряд преимуществ рационального познания по сравнению с чувственным и на этом основании дайте его определение как познавательного процесса опосредованного и обобщенного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. Подчеркните связь мышления с речью, охарактеризуйте основные формы проявления этой связи. Рассмотрите основные виды мышления, выделяемые по разным основаниям. Укажите, что на основе генезиса мышления выделяют его следующие виды: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Причем три этих вида мышления действуют не порознь, а вместе. По характеру решаемых задач выделяют теоретическое и практическое мышление, по степени рефлексии, осмысленности — аналитическое и интуитивное мышление.
Раскрывая содержание второго вопроса, отметьте, что мышление постоянно опирается на три основных логических конструкции, основной из которых является понятие. Овладеть понятиями и выражающим их языком — значит овладеть всей совокупностью знаний, накопленных данным народом. Покажите, что понятие как основной элемент мышления тесно связано с двумя другими его формами — суждениями и умозаключениями. Уделите внимание таким основным видам умозаключений, как индукция и дедукция, а также таким мыслительным операциям, как анализ и синтез. В заключение рассмотрите операции мышления — сравнение, абстрагирование, обобщение.
Литература
1. Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы. — Минск: Амалфея, 2008.
2. Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2004.
3. Островский Э.В. Основы психологии. — М.: ИНФРА-М: Вузовский учебник, 2012.
4. Рубинштейн С.Л. Основы обшей психологии. — СПб.: Питер, 2012
5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов н/Д: Феникс, 1999.
Вариант 6. Тема: Речь как способ выражения мысли и образа
1. Сущность и свойства языка и речи.
2. Возникновение и развитие языка и речи.
3. Выберите правильный вариант ответа. Обоснуйте свой выбор.
Человеческий язык характеризуется:
а) наличием сигналов, запускающих те или иные поведенческие реакции;
б) возможностью передавать информацию о прошлых и будущих событиях;
в) ограниченным словарным запасом;
г) верны все варианты ответа.