Основные понятия и положения темы. Понятие «субъект» и положение о субъектном подходе при исследовании психики человека были введены С

Понятие «субъект» и положение о субъектном подходе при исследовании психики человека были введены С. Л. Рубин­штейном в его психолого-философских трудах 40-х годов. Дальнейшую разработку эти идеи получили в книгах и рукописях 50-х годов.

Человек не рождается субъектом, а становится им в процессе деятельности. Каждая личность есть субъект, но он не сводим к личности. Субъект — ка­чественно определенный способ самоорганизации, саморегуляции личности, способ согласования внешних и внут­ренних условий осуществления деятельности во времени, центр координации всех психических процессов, состояний, свойств, а также способностей, возможностей и ограниче­ний личности по отношению к объективным и субъективным целям, притязаниям и задачам деятельности. Целостность, единство, интегративность субъекта являются основой си­стемности его психических качеств.

Субъект деятельности (человек как субъект деятельности) — это индивид, личность как источник познания (субъект познания), общения (субъект общения) и преобразования действительности (субъект труда).

Деятельность:

1. всегда принадлежит субъекту (когда деятельность рассматри­вается как труд, то личность — не всегда субъект).

2. является взаимодействием субъекта и объекта (пока не рассмат­ривается взаимодействие личности и деятельности, приводящее к развитию личности).

3. всегда творческая — не всякая деятельность (например, труд) является творческой.

4. всегда самостоятельна (если субъект не коллектив).

Человек как субъект проявляется в разных способах организации форм активности — общении, деятельности, познании. В этом вари­анте понимания субъекта подчеркиваются три аспекта и три качества деятельности:

1. деятельность является реальной, и ее продукция, как правило,
отчуждается от человека.

2. человек сам созидает условия своей деятельности.

3. психическая составляющая реальной деятельности имеет струк-
туру, включающую цели, мотивы, направленность личности.

В первом аспекте деятельность не обязательно связана с субъек­том, поскольку труд и его продукт часто носят отчужденный от лич­ности характер, во втором и третьем значения деятельности связаны с разными сторонами ее субъекта. Субъект — организатор реальной деятельности, своей внутренней личностной системы активности. Понятие «субъект» применяется также к коллективу как субъекту деятельности и жизненного пути.

Субъект:

1. самоорганизует свои способности.

2. организует время и пространство, в которых связываются внут­ренняя активность и объективная деятельность с субъектным спо­собом ее осуществления.

3. учитывает в процессе труда заданные условия, требование (норм) деятельности для получения субъективно удовлетворяющего результата.

Функционирование личности в качестве субъекта деятельности включает: природные, психические, личностные составляющие (спо­собности, мотивы, волю и т. п.). социальные условия, требования дея­тельности (норм труда). способы организации деятельности самим человеком. профессии. Собственную «логику», структуру деятель­ности, стратегию жизни субъект выстраивает и согласует с требованиями труда, профессии.

Одним из теоретических достоинств понятия «субъект» является его интегральный характер и возможность исполь­зования в психологии для обозначения характеристик как индивида («индивидуальный субъект»), так и группы («груп­повой, коллективный субъект») То есть понятие «субъект» позволяет выявлять общее в психологических свойствах лич­ности, малой и большой группы и общества в целом. Фактически субъектом может быть общность любого масштаба, включая все человечество.

В роли субъектов деятельности могут выступать:

1. конкретный индивид,

2. социальная группа,

3. общество в целом.

В зависимости от этого выделяют

1. индивидуальную деятельность,

2. коллективную или групповую деятельность,

3. общественно-историческую деятельность или практику.

Психология имеет дело преимущественно с первыми двумя формами деятельности.

Л.И. Уманский выделял три возможные формы организации совместной деятельности:

1. совместно-индивидуальная деятельность, когда каждый участник делает свою часть общей работы, независимо друг от друга,

2. совместно-последовательная деятельность, когда общая задача выполняется последовательно каждым участником,

3. совместно-взаимодействующая деятельность, когда происходит одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными.

Субъектность человека есть ничто иное, как свойство индивида превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Это значит, что человек в состоянии управлять своими действиями, реально-практически преобразовывать действительность, планировать способы действий, реализовывать намеченные программы, контролировать ход и оценивать результаты своих действий.

Становление субъекта деятельности есть процесс освоения индивидом ее основных структурных образующих: смысла, цели, задач, способов преобразования человеком объективного мира.

5.3. Самостоятельная работа по теме:

1. Подготовка групповых проектов «Одна из граней субъектности».

2. В профессиональной речи мы используем такие выражения как «субъект деятельности», «субъект общения», «субъект познания» и т.д. Какой смысл заложен в каждом из этих сочетаний? Приведите возможные другие сочетания со словом «субъект» и проанализируйте их значение. Какова психологическая составляющая в приведенных высказываниях? Аргументирует свой ответ.

5.4. Итоговый контроль знаний:

Представление групповых презентаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: