1. В сказке Д. Киплинга «Маугли» человеческий детеныш, воспитанный животными, умел говорить, ходить на двух конечностях, ловко владение ножом. Могло ли такое быть на самом деле?
Ответ: Будучи оторванным от человеческого общества в младенческом обществе, человеческое существо развивается как биологическая особь и безвозвратно утрачивает способность стать полноценным человеком (овладение речью, навыками общения, обучиться труду, интеллектуальная деятельность тоже для него недоступна).
2. Ниже приведены психологически значимые признаки человека. Отнесите эти признаки к одному из трех понятий — «индивид», «личность», «индивидуальность»:
1) высокая чувствительность нервной системы.
2) словесно-логическое запоминание.
3) преобладание процесса возбуждения над торможением.
4) абстрактное мышление.
5) владение своим поведением.
6) необычайно тонкое обоняние.
7) способность к сочувствию.
8) высокая скорость образования условных связей.
9) выделение себя из окружающего мира.
|
|
10) ответственность за свои поступки.
11) функциональная специализация полушарий головного мозга.
Объясните свое решение.
Ответ: Признаки 1, 3, 5, 8, 11 соотносятся с нервной системой. Это психологически значимые анатомо-физиологические образования. Остальные признаки — это личностные свойства, которые обретаются в системе общественных отношений, в деятельности, в процессе социализации и являются продуктом исторического развития общества. Что же касается индивидуальности, то она, будучи своеобразным сочетанием различных качеств, в том числе индивидных и личностных, не может выражаться в таких лаконичных предложениях. Образцы индивидуальности представлены в художественной литературе, в характеристике тех или иных образов.
Перечень и стандарты практических умений.
Владение представлением о детерминантах развития личности. владение теоретическими знаниями и практическими умениями для дифференциации биологических и социальных детерминант в развитии личности.