1. «Личность – конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием».
«Личность - это роли и функции, выполняемые человеком в обществе».
«Личность - это результат социального становления индивида, путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта».
«Личность - это индивид, как субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых качеств, которые он реализует в общественной жизни».
«Личность - человек, морально связанный с обществом, и отделяющийся от него индивидуальным складом психики, характера, ума. Человек прогрессирующий, умеющий использовать свободу выбора, достигающий цели».
Каждый из этих определений личности является верным. Но почему нет единого определения личности?
Ответ: Человек представляет собой сложнейший интегративный результат биологического развития материи и процесса общественного развития, поэтому до настоящего времени в учении о личности нет единства. Проблемой личности занимаются целый ряд наук: философских, общественно-исторических, юридических, педагогических, а также психология и патопсихология.
|
|
2. Отвечая на экзамене на вопрос об отличии потребностей человека от потребностей животных, студент отметил, что животным свойственны только естественные (организменные, витальные) потребности: в пище, сне, температурном режиме и др., — что человеку, помимо естественных, присущи еще потребности общественно-исторического происхождения. Студент пояснил, что тут имеются в виду потребности в предметах человеческого быта и духовные потребности: познавательная, эстетическая и др., — которые принято называть высшими. Несмотря на то что ответ студента в данном плане можно было бы считать достаточно развернутым, экзаменатор признал ответ неполным и предложил еще подумать над вопросом.
Не могли бы вы существенно дополнить такой ответ?
Ответ: Во-первых, для удовлетворения своих естественных потребностей человек, в отличие от животных, использует результаты общественного разделения труда. Во-вторых, даже естественные потребности удовлетворяются человеком общественно-исторически выработанными способами. «Голод есть голод, однако голод, который утоляется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов» (К. Маркс). Таким образом, между человеком и предметом его естественной потребности стоит общество с его культурой, диктуя именно человеческий способ ее удовлетворения.