Б1БЛШТЭКА ШП
1Q
(10)
УДК 16 (075.8)
БЕК 87.4 я73
М20
К ЧИТАТЕЛЮ
Рецензенты: кафедра философских наук Академии управления при Президенте Республики Беларусь, доктор философских наук, профессор Я. С. Яскевич; доктор философских наук, профессор В. И. Кобзарь
Малыхина Г. И.
М20 Логика: Учеб. пособие / Г. И. Малыхина. - Мн.: Выш. шк., 2002.-240 с.
ISBN 985-06-0734-3.
Написано в соответствии с типовой программой курса «Логика».
В основе пособия - опыт преподавания общего курса логики в высших учебных заведениях республики и за рубежом. В оригинальной и последовательной форме изложено содержание курса логики в контексте разнообразных форм человеческой деятельности. Обосновывается фундаментальное значение логических знании для учебной практики и интеллектуального творчества, в том числе и технического.
Книга адресована студентам вузов всех специальностей, а также учащимся гимназий, лицеев, колледжей и училищ Может быть использована магистрантами и аспирантами, а также изучающими логику самостоятельно.
|
|
УДК 16(075.8) ББК 87.4я73
© Малыхина Г. И., 2002
ISBN 985-06-0734-3 © Издательство «Вышэйшая школа», 2002
Для приступающих к изучению логики ориентация в логическом материале и усвоение его представляют значительную трудность и не только в силу специфики предмета логики, но и в силу отсутствия четкой последовательности изложения, которую можно было бы назвать логикой изложения логики.
Структурно учебники и учебные пособия по логике значительно отличаются друг от друга, хотя, казалось бы, за тысячелетия своего существования логика как наука в достаточной мере апробировала не только свое содержание, но и структуру. Следовательно, задача автора, пишущего новое учебное пособие по логике, - не только раскрыть содержание логики как науки, но и найти более выразительную «логику» его изложения.
Представляемое мною учебное пособие Г. И. Малыхиной органично решает обе эти задачи. Оно написано в соответствии с типовыми программами курса «Логика» для белорусских и российских вузов и в структурном отношении замечаний не вызывает. Существенно важным является то, что автор сумел придать содержанию курса свое особое оригинальное «лицо».
Повышение степени эффективности преподавания логики непосредственно связано с умением реализовать самый продуктивный педагогический прием - индивидуальный подход. В студенческих группах, насчитывающих несколько десятков человек, это сделать нереально. Нереально осуществить этот прием и при наличии одного учебника или учебного пособия на всю страну. Выход видится в издании большего количества учебной литературы по логике разных авторов. Только тогда каждый студент будет иметь реальную возможность найти приемлемое именно для него по языку, стилю, по манере изложения, по содержанию и по структуре учебное подспорье. Поэтому издание такого учебного пособия, как «Логика» Г. И. Малыхиной, следует только приветствовать.
|
|
Оно написано столь современным прозрачным и ясным языком, что будет доступно многим начинающим знакомство с логикой. Насыщенное интересными примерами, контрольными вопросами и упражнениями после каждой главы, пособие тем более будет благоприятствовать освоению логики начинающим с нею знакомиться учащимся или приступающим к овладению ее премудростями самостоятельно. Помимо увлекательного языка и оригинальных примеров, упражнений и вопросов, характеризующих достоинства учебного пособия, хочу выделить в
качестве методической находки, подчеркивающей логичность и учебного пособия, и автора его, — перечень в начале каждой главы тех тем, которые будут рассмотрены. Казалось бы, этого делать не следует, потому что в оглавлении и темы, и главы перечислены. Но такой перечень, тем не менее, полезен и оправдан методически, ибо он позволяет студенту, не отвлекаясь, иметь буквально перед глазами учебно-тематическую перспективу.
В учебном пособии рассмотрены главные, имеющие общенаучное значение формы мыслительной деятельности, в которых одинаково хорошо должны ориентироваться как гуманитарии, так и техники, поскольку все мыслят, поскольку все пользуются этими формами мысли. Конечно же, это понятие, суждение (простое и сложное), рассуждение (дедуктивного и недедуктивного характера), доказательство и опровержение. Порядок рассмотрения этих форм тоже не случаен, а соответствует общенаучной закономерности: рассматривать вначале простое, а потом сложное. Представляя понятие простейшей мыслительной формой, а суждение как конструкцию из нескольких понятий, умозаключение в свою очередь - из нескольких суждений, автор учебного пособия делает более понятным структурную особенность рассматриваемых форм мысли. С помощью своего курса автор учит пользоваться формами мысли не интуитивно (как это имеет место обычно у людей, не знакомых с логикой), а осмысленно, культивируя в себе одно логическое качество за другим, поскольку интеллектуальная культура предполагает знакомство с нормами (правилами, законами) оперирования мыслями, законами их образования и практического использования.
Автор учебного пособия часто применяет различные схемы и таблицы. Это тоже удачный выбор, так как наглядность, пусть и опосредованная, поскольку мысль невещественна, значительно облегчает студенту уловить специфику предмета логики, услышать ту особую тональность каждой из исследуемых логикой мыслительных форм, которая придает всему мышлению правильное звучание.
Учебное пособие Г. И. Малыхиной и содержанием своим, и структурой, использованием методических приемов производит самое благоприятное впечатление на читателей. Оно наверняка достигнет своей педагогической цели, на которую ориентировано, - поможет студенту в освоении курса логики, а также послужит нитью Ариадны для тех, кто пожелает ознакомиться с логикой самостоятельно.
Профессор кафедры логики Санкт-Петербургского государственного университета, доктор философских наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации
В.И.Кобзарь
ПРЕДИСЛОВИЕ
«Там же. где образование начиналось с Аристотеля, тотчас же дело Ъопровождалосъ великими техническими открытиями и расширением человеческой мысли».