Малыхина Г. И

Б1БЛШТЭКА ШП


1Q


(10)


УДК 16 (075.8)

БЕК 87.4 я73

М20

К ЧИТАТЕЛЮ


Рецензенты: кафедра философских наук Академии управления при Президенте Республики Беларусь, доктор философских наук, про­фессор Я. С. Яскевич; доктор философских наук, профессор В. И. Коб­зарь

Малыхина Г. И.

М20 Логика: Учеб. пособие / Г. И. Малыхина. - Мн.: Выш. шк., 2002.-240 с.

ISBN 985-06-0734-3.

Написано в соответствии с типовой программой курса «Логика».

В основе пособия - опыт преподавания общего курса логики в выс­ших учебных заведениях республики и за рубежом. В оригинальной и последовательной форме изложено содержание курса логики в контексте разнообразных форм человеческой деятельности. Обосновывается фун­даментальное значение логических знании для учебной практики и ин­теллектуального творчества, в том числе и технического.

Книга адресована студентам вузов всех специальностей, а также учащимся гимназий, лицеев, колледжей и училищ Может быть исполь­зована магистрантами и аспирантами, а также изучающими логику са­мостоятельно.

УДК 16(075.8) ББК 87.4я73

© Малыхина Г. И., 2002
ISBN 985-06-0734-3 © Издательство «Вышэйшая школа», 2002


Для приступающих к изучению логики ориентация в логическом ма­териале и усвоение его представляют значительную трудность и не только в силу специфики предмета логики, но и в силу отсутствия чет­кой последовательности изложения, которую можно было бы назвать логикой изложения логики.

Структурно учебники и учебные пособия по логике значительно от­личаются друг от друга, хотя, казалось бы, за тысячелетия своего суще­ствования логика как наука в достаточной мере апробировала не только свое содержание, но и структуру. Следовательно, задача автора, пишу­щего новое учебное пособие по логике, - не только раскрыть содержа­ние логики как науки, но и найти более выразительную «логику» его из­ложения.

Представляемое мною учебное пособие Г. И. Малыхиной органично решает обе эти задачи. Оно написано в соответствии с типовыми про­граммами курса «Логика» для белорусских и российских вузов и в структурном отношении замечаний не вызывает. Существенно важным является то, что автор сумел придать содержанию курса свое особое оригинальное «лицо».

Повышение степени эффективности преподавания логики непосред­ственно связано с умением реализовать самый продуктивный педагоги­ческий прием - индивидуальный подход. В студенческих группах, на­считывающих несколько десятков человек, это сделать нереально. Не­реально осуществить этот прием и при наличии одного учебника или учебного пособия на всю страну. Выход видится в издании большего количества учебной литературы по логике разных авторов. Только тогда каждый студент будет иметь реальную возможность найти приемлемое именно для него по языку, стилю, по манере изложения, по содержанию и по структуре учебное подспорье. Поэтому издание такого учебного пособия, как «Логика» Г. И. Малыхиной, следует только приветствовать.

Оно написано столь современным прозрачным и ясным языком, что будет доступно многим начинающим знакомство с логикой. Насыщен­ное интересными примерами, контрольными вопросами и упражнения­ми после каждой главы, пособие тем более будет благоприятствовать освоению логики начинающим с нею знакомиться учащимся или при­ступающим к овладению ее премудростями самостоятельно. Помимо увлекательного языка и оригинальных примеров, упражнений и вопро­сов, характеризующих достоинства учебного пособия, хочу выделить в



качестве методической находки, подчеркивающей логичность и учебно­го пособия, и автора его, — перечень в начале каждой главы тех тем, ко­торые будут рассмотрены. Казалось бы, этого делать не следует, потому что в оглавлении и темы, и главы перечислены. Но такой перечень, тем не менее, полезен и оправдан методически, ибо он позволяет студенту, не отвлекаясь, иметь буквально перед глазами учебно-тематическую перспективу.

В учебном пособии рассмотрены главные, имеющие общенаучное значение формы мыслительной деятельности, в которых одинаково хо­рошо должны ориентироваться как гуманитарии, так и техники, по­скольку все мыслят, поскольку все пользуются этими формами мысли. Конечно же, это понятие, суждение (простое и сложное), рассуждение (дедуктивного и недедуктивного характера), доказательство и опровер­жение. Порядок рассмотрения этих форм тоже не случаен, а соответст­вует общенаучной закономерности: рассматривать вначале простое, а потом сложное. Представляя понятие простейшей мыслительной фор­мой, а суждение как конструкцию из нескольких понятий, умозаключе­ние в свою очередь - из нескольких суждений, автор учебного пособия делает более понятным структурную особенность рассматриваемых форм мысли. С помощью своего курса автор учит пользоваться форма­ми мысли не интуитивно (как это имеет место обычно у людей, не зна­комых с логикой), а осмысленно, культивируя в себе одно логическое качество за другим, поскольку интеллектуальная культура предполагает знакомство с нормами (правилами, законами) оперирования мыслями, законами их образования и практического использования.

Автор учебного пособия часто применяет различные схемы и табли­цы. Это тоже удачный выбор, так как наглядность, пусть и опосредо­ванная, поскольку мысль невещественна, значительно облегчает студен­ту уловить специфику предмета логики, услышать ту особую тональ­ность каждой из исследуемых логикой мыслительных форм, которая придает всему мышлению правильное звучание.

Учебное пособие Г. И. Малыхиной и содержанием своим, и струк­турой, использованием методических приемов производит самое благо­приятное впечатление на читателей. Оно наверняка достигнет своей пе­дагогической цели, на которую ориентировано, - поможет студенту в освоении курса логики, а также послужит нитью Ариадны для тех, кто пожелает ознакомиться с логикой самостоятельно.

Профессор кафедры логики Санкт-Петер­бургского государственного университета, доктор философских наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации

В.И.Кобзарь


ПРЕДИСЛОВИЕ

«Там же. где образование начи­налось с Аристотеля, тотчас же дело Ъопровождалосъ вели­кими техническими открытия­ми и расширением человеческой мысли».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: