Предметы окружающего мира связаны между собой различными отношениями - сходства, тождества, различия. Логика выражает эти взаимосвязи через различные отношения между понятиями по содержанию и объему.
------------------------------------- 1 По содержанию отношения между
Отношения между понятиями бывают сравнимыми и
понятиями несравнимыми.
по содержанию Сравнимые — это понятия, в со-
держании которых имеются общие существенные признаки. Например, можно сравнивать понятия «спортсмен» и «студент», «учебный предмет» и «логика», «чувство» и «любовь».
Несравнимыми называются понятия, в содержании которых отсутствуют какие-либо общие признаки. Например, нельзя сравнивать понятия «Закон Божий» и «ЭВМ», «монах» и «станция». Разумеется, любая классификация есть упрощение и в известном смысле относительна. Тем не менее mi пиление нужда-
ется в установлении не только сходства между предметами, но и различия.
В зависимости от того, как соотносятся признаки сравнимых понятий, последние делятся в свою очередь на следующие:
1. Тождественны еили равнозначные, понятия (признаки таких понятий полностью совпадают, в языке такие понятия выражаются синонимами, например понятия «первый президент Республики Беларусь» и «А. Г. Лукашенко» тождественны);
2. Сходные, илиоднородные, понятия (у таких понятий общей является часть содержания, например, в содержании понятий «девушка» и «минчанка» есть общие признаки, образующие новое сложное понятие «девушка-минчанка»; «лес» и «парк».
3. Подчиненные понятия (данное отношение возникает тогда, когда признаки одного понятия полностью находятся в содержании другого понятия, например, в отношении подчинения находятся понятия «периодическое издание» и «журнал», «язык программирования» и «Ассемблер», «офицер» и «подполковник» («подполковник» -это офицер, однако офицер не обязательно подполковник)).
| Отношения между понятиями по объему |
Поскольку любое понятие имеет не только содержание, но и объем, то любому отношению по содержанию соответствует определенное отношение по объему1:
1. Объемы несравнимых понятий исключают друг друга:
О©
4— У V— ' А-понятие «Закон Божий», В-понятие«ЭВМ»;
2. Сравнимые понятия по объему разделяются на совмести
мые и несовместимые.
| Совместимые понятия |
Сравнимые совместимые понятия по объему могут:
1 Для геометрической наглядной иллюстрации отношений между понятиями по объему в логике принято использовать круги Эйлера, Каждому кругу соответствует объем определенного понятия.
2.1.совпадать (такое отношение объемов возникает у тождественных понятий):
|
А - понятие «А. С. Пушкин»
В - понятие «Автор "Евгения Онегина"»;
2.2. пересекаться (в отношении пересечения находятся понятия, объемы которых частично совпадают):
|
А — понятие «режиссер» В - понятие «педагоге
2.3.включаться (включение - характеристика отношений между подчиненными понятиями):
|
А - подчиняющее понятие «офицер»
В - подчиненное понятие «подполковник».
| Несовместимые понятия |
Сравнимые понятия могут оказаться и несовместимыми.
Такими понятиями являются:
2.4. контрадикторные (противоречивые) понятия (в отношении логического противоречия находятся такие понятия, одно из которых утверждает наличие определенных признаков (А), а другое - отрицает их (не-А), например, понятие А - это «вторник», а понятие не-А - «невторник», взятые одновременно, они полностью исчерпывают объем родового понятия):
А - понятие «первый корпус» не-А - понятие «не первый корпус» Круг - объем универсального множества «корпус».
Поскольку противоречивые понятия исчерпывают объем универсального множества, к ним применим закон исключенного третьего1;
2.5. контрарные (противоположные, противные) понятия (контрарные, или противные, понятия содержат противоположные признаки в пределах одного рода, в предыдущем примере контрарными будут понятия «первый корпус» и «последний корпус», также контрарными будут понятия «белый» - «черный», «любовь» — «ненависть»):
| т |
А - понятие «белый» В - понятие «черный» С — понятие «красный».
Поскольку противоположные понятия могут не исчерпывать объем родового понятия, то наряду с понятиями А - «белый» и В - «черный» может быть возможно и третье понятие С - «красный». Поэтому к контрарным понятиям закон исключенного третьего не применим2. За разными словами русского языка стоит разный логический смысл. Понимание логической разницы между противоречием и противоположностью является условием правильного мышления;
Отношения противоположности и противоречия можно схематически показать следующим образом.
|
©■'©
Противоположные понятия Противоречивые понятия
1 Так как помимо понятий «А» и «не-А» становится невозможным указать третье
понятие, входящее в данное множество. Характеристика закона исключенного третьего дана в главе 4.
2 Помните детскую загадку на понимание: «А, И, Б - сидели на трубе. А - упало,
Б - пропало. Кто остался на трубе?»?
Цифра 1 обозначает объем универсального множества, а само это множество изображено в виде прямоугольника.
Например: 1 - «множество всех ксероксов»; А — «цветной ксерокс»; В - «черно-белый ксерокс», не-А - «нецветной ксерокс».
Отношения противоположности и противоречия могут быть изображены на одной схеме.
\_
©'о
не-А
Например: 1 - «множество всех занятий»; А - «полезные занятия»; В — «вредные занятия»; не-А — «бесполезные занятия».
Поскольку любое понятие имеет как объем, так и содержание, то сопоставление двух и более понятий примет один из представленных в таблице видов сравнимых либо несравнимых понятий;
а) несравнимых по содержанию и исключающих друг друга
по объему;
б) сравнимых по содержанию и совместимых по объему;
в) сравнимых по содержанию и несовместимых по объему.
Если понятия являются тождественными, сходными или подчиненными по смыслу, то их объемы соответственно совпадают, пересекаются или включаются один в другой. Противоречивые, противоположные и соподчиненные по содержанию понятия образуют по объему дополнение, частное исключение или совместное включение.
2.6. соподчиненные понятия. Два и более понятий, различных в отдельности, взятые вместе, могут быть совместно подчинены третьему, как виды подчинены роду:
|
А - понятие «липа» В - понятие «дуб» С - понятие «дерево».
![]() | |||||
![]() | |||||
![]() | |||||
| Различные отношения между понятиями можно свести в одну таблицу: |
| Понятия (по содержанию и по объему) жизни |
| :0© |
| Сравнимые |
| Несравнимые: по содержанию - различные по объему исключают друг друга |
| Совместимые |

| С | Тождест- | Сходные, | Подчинен- | Контрадик- | Контрар- | Соподчи- | |
| (содер- | венные, | однород- | ные | торные | ные | ненные | |
| жание) | равнозначные | ные | (противоречивые) | (противоположные) | |||
| V (объем) | © | <8В | (ф | d | не-А] | ш | \с/ |
| Совпаде- | Пересе- | Включение | Дополне- | Частичное | Совмест- | ||
| ние | чение | ние | исключе- | ное вклю- | |||
| ние | чение |
| Значение понятий |
Каково практическое значение изучения различных отношений между понятиями? Чрезвычайно велико. Во всех сферах деятельности человек сталкивается с необходимостью употребления понятий, привычных и новых. А поскольку, как мы уже знаем, естественный язык содержит в себе слова-синонимы и слова-омонимы, то отсутствие логических навыков в работе с понятиями может обернуться искажением реального положения дел, ложным заключением, нелепым выводом1 и так далее. «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает», - гласит известный афоризм. Скудная лексика, непонимание слов и идиоматических выражений, ошибочное толкование
пословиц и поговорок1, неумение правильно выражать в речи родовидовые отношения, различать противоречие и противоположность и другие виды понятий затрудняют образовательный процесс человека и мешают его интеллектуальному развитию.
| Подумайте. |
Что означают выражения: «понятия не имею», «я без понятия», «это каждый понимает по-своему»?
Значит, главное - научиться точно раскрывать содержание понятия и устанавливать его объем. Это достигается при помощи ряда логических операций с понятиями, о чем и пойдет речь в следующем параграфе, завершающем общую характеристику понятия.


