Понятие и его роль в мыслительном процессе

2.1. Определение и образование понятия.

2.2. Структура понятия.

2.3. Виды понятий.

2.4. Отношения между понятиями.

2.5. Логические операции с понятиями:

определение, деление, ограничение и обобщение понятий.

Контрольные вопросы. Упражнения.

Освоение логики принято начинать с изучения простейшей формы мысли - понятия. И это не случайно. Содержание любой науки формируется в процессе исследования ее проблем. Опре­деляя круг своих вопросов, логика исходит из предпосылки, что мышление человека неразрывно связано с действительностью и не может существовать без языка, через который оно выражает­ся. Поэтому анализ мышления логика начинает с выявления структуры мышления, с установления форм, в которых оно про­текает и выяснения роли каждой из форм мысли в интеллекту­альной деятельности человека.

2.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ПОНЯТИЯ


Что такое понятие?

Простейшей формой мысли явля­ется понятие. Если, как говорилось выше, логика рассматривает мыш­ление как деятельность по получе­нию истинного знания об окружающем мире, то определение понятия должно отвечать как минимум на два вопроса.


Как понятие связано с действительностью?

Как понятие представлено в языке?

Ответ на первый вопрос связан с проблемой образования по­нятий и с пониманием специфики самого процесса мышления. Окружающий нас мир состоит из предметов, явлений, процес­сов. Миллиарды лет он существовал сам по себе, без человека. Все, что в нем происходило, носило материальный характер и подчинялось объективной логике вещей. Возникновение и эво­люцию человека связывают с развитием человеческого мышле­ния и языка, со способностью в абстрактной, идеальной форме воспроизводить материальную действительность. Познавать мир абстрактно - это значит получать знания о его существенных ха­рактеристиках. Простейшей формой существенного знания о мире является понятие.

Определение понятия

Понятие является мысленным ото­бражением в сознании человека об­щих существенных признаков пред­метов. Предпосылкой образования понятий выступает способность нашего мышления сравнивать предметы между собой по различным признакам.

Что такое признак?

Признаками называются черты сходства или различия предметов. Иначе говоря, все, что характеризует предмет как таковой, является его признаком. Поскольку все процессы и явления в мире взаимо­связаны, каждый предмет обладает множеством признаков. Раз­личают признаки существенные и несущественные, необходи­мые и случайные, общие и единичные. Существенные признаки носят атрибутивный (от лат. atributo - придаю, наделяю) харак­тер, так как указывают на главные, сущностные характеристики, без которых данный предмет перестает быть самим собой. Ска­жем, если у понятия «время» отнять такой его признак, как «длительность», или у понятия «химический элемент» отнять его «атомный вес», то они снова станут безымянными, вернутся в сферу непознанного. Существенные признаки носят необходи­мый характер (т. е. присутствуют всегда), а несущественные — случайный (т. е. могут быть, а могут и не быть). И хотя призна­ки, существенные в одном отношении (например, рост в баскет­боле) могут стать несущественными в другом отношении (ска-


жем, рост при поступлении в вуз), тем не менее мышление чело­века стремится к «отсеву» общих, существенных признаков предметов, образующих смысл того или иного понятия.

Например, перечень признаков понятия «студент» мог бы за­нять не одну страницу. В их числе фамилия, имя, отчество (еди­ничные признаки), национальность, возраст, аттестат о среднем образовании, спортивные категории, награды олимпиад, место жительства, цвет глаз и волос, форма обучения, занятия на кур­сах вождения автомобиля (общие для части студентов), учеба в высшем или среднем специальном заведении (всеобщий, прису­щий любому студенту, признак). Однако среди всех вышепере­численных признаков только последний относится к числу су­щественных, образующих смысл понятия «студент». По сравне­нию с образом студента (музыкальным, художественным, поэти­ческим), в создании которого участвует произвольное множество признаков, как главных, так и второстепенных, понятие студента может показаться на первый взгляд не столь «привлекатель­ным», однако именно благодаря понятиям человек проникает в суть вещей и мысленно ориентируется во внешнем мире.

Итак, понятие — это мысль об общих существенных призна­ках предмета. Необходимо помнить, что особенность логики как науки заключается в том, что она изучает идеальный процесс, содержанием которого являются мысли людей и их всевозмож­ные сочетания. Все, о чем можно думать, может быть предметом мысли. Поэтому понятие может содержать в себе признаки как материальных, реально существующих предметов («пульт», «те­левизор», «дом»), так и идеальных (к примеру, самого мышле­ния), а также вымышленных («вечный двигатель», «Кащей бес­смертный», «Пегас»).

________________________________________________ S

Понятие - это мысль об общих существен­ных признаках предмета

2.1.1. Образование понятий

Как и почему возникают те или иные понятия? Понятия воз­никают в том случае, когда для этого появляется практическая необходимость - жизненная, научная, производственная. Обра­зование понятий — не случайный, пассивный акт отображения





сознанием объекта, а сложный, противоречивый процесс взаи­модействия активного субъекта с внешним миром. Случайных понятий не бывает. У каждого понятия своя история. И каждое из них — определенный результат познания.

Естественный язык - живое образование и состоит из множе­ства лингвистических пластов. Помимо литературного принято­го языка, естественный язык включает также архаизмы, диалек­тизмы, историзмы и др. Развитие и обновление языка происхо­дит за счет образования новых понятий, требуемых обществен­но-исторической практикой. В нашу лексику они входят через неологизмы (пео - новый, logos - слово). Так, экономический и юридический бум последних лет наградил нас большим количе­ством неологизмов иностранного происхождения: дилер, ме­неджер, маркетинг, консенсус, инкассирование, аудитор и др. Их число растет за счет лексики информационных технологий: файл, интернет, модем, провайдер, сайт и продолжает расти.

Методы образования понятий

Все эти понятия образуются в чело­веческом мышлении одним и тем же алгоритмическим путем, состоящим из пяти мысленных «шагов». Их принято в логике называть методами образования понятий.

Предположим, что вы исследуете класс предметов, явлений или процессов (живой организм, землетрясение, выборы). Вы располагаете эмпирическими (опытными) данными, но не имеете пока понятия или термина, закрепленного за ними. В таком слу­чае возникает практическая необходимость в создании соответ­ствующего понятия. Логически этот процесс выглядит следую­щим образом:

1. Анализ' (от греч. analysis — разложение) — первый шаг на пути к понятию, мысленное разложение предмета на свойственные ему признаки.

2. Сравнение — мысленное сопоставление различных пред­метов по выделенным признакам и установление сходства и различия между ними.

3. Синтез (от греч. synthesis - соединение, операция, обрат­ная анализу) - мысленное объединение признаков, полу­ченных в ходе анализа и сравнения признаков, в опреде­ленную систему.

1 Данная операция может пониматься как в физическом смысле (анализ крови), так и в логическом - как мысленное расчленение.


4. Абстрагирование (от лат. abstractio - отвлечение) — логи­ческая операция, основанная на мысленном выделении существенных признаков исследуемых объектов и отвле­чении от несущественных. В итоге остаются лишь общие признаки, одинаковые для всех исследованных элементов класса.

5. Обобщение - завершает образование понятия, приписывая выделенные в ходе абстрагирования существенные при­знаки всему классу объектов.

Например, образуя понятие «фобия», мы абстрагируемся в итоге от признаков, указывающих на ее виды (светофобия, гид­рофобия, клаустрофобия), оставляя лишь родовые признаки, ука­зывающие на «определенное психическое заболевание, характе­ризующееся патологическим чувством страха».

Итак, образование понятий связано с осмыслением чувствен­ного опыта. Какова же роль понятий в мыслительном процессе? Может ли понятие быть истинным или ложным? Понятие не имеет истинностного значения, т. е. оно не является ни истин­ным, ни ложным. Однако это не умаляет его значения в практике мышления. Образно говоря, понятие является способом интел­лектуальной ориентации в пространстве. Кодируя предметы внешнего мира через их существенные признаки, понятия соз­дают в сознании человека мысленную, идеальную модель мира, благодаря которой мы отличаем один предмет от другого. Бла­годаря этому мы находим нужный учебный корпус и нужную аудиторию, отличаем лекцию от семинара, один учебный пред­мет или специальность от другого и т. д. Четкое знание смысла понятий указывает на логическое качество мышления, ибо поня­тие - это та клеточка, из которой образуется вся сложная ткань мыслительного процесса. Поэтому понятие, как и мышление в целом, выраженное в языке, выполняет ряд функций:

1. Коммуникативную, т. е. функцию общения между людьми. Отражая социальный опыт, одни и те же понятия (смыслы) выражаются на разных естественных языках. Например, понятие «человек» имеется во всех языках ми­ра («Mensch» - нем., «homme» - франц., «man» - англ.). Сеть понятий образует универсальное пространство мыс­ли, своего рода «логический» интернет. Благодаря этому люди понимают друг друга, могут общаться и обмени­ваться информацией.


Познавательную функцию. Оставаясь на уровне чувственных представлений, невозможно говорить о на­учном знании, стремящемся не к живым, чувственным подробностям, а к познанию сущности предметов, их глу­бинных связей и отношений. Это возможно только на уровне абстрактного мышления, когда в сознании челове­ка происходит переработка полученных представлений в понятия. Образование понятий - необходимая предпосыл­ка существования науки.

Экспрессивную, т. е. эмоциональную, функцию. Логика традиционно относится к числу гуманитарных на­ук и никогда не остается в стороне от «человеческих» проблем. Она всегда была тесно связана с риторикой, ар­гументацией, сочетая логику доказательства с искусством речи. Психологический, ценностно-личностный анализ человека оперирует системой экзистенциальных катего­рий, передавая различные состояния человеческого суще­ствования при помощи таких понятий, как «страх», «от­чаяние», «любовь», «ненависть», «безысходность». Одним словом, роль понятий в мыслительном процессе велика и разнопланова.

2.1.2. Понятие и язык

Как узнать понятие в языке?

Другой аспект определения понятия связан с формой его представления в языке. Поскольку понятие по своей природе идеально, т. е. недоступно органам чувств и не наглядно, то оно нуждается в способе своей материализации. Таким матери­альным средством выражения наших мыслей является естест­венный язык. Если мышление в целом невозможно без языка, то понятие невозможно без слова. Язык делает мысль действитель­ной. Смысловой единице - понятию - соответствует лексическая единица - слово. Простое понятие выражается одним словом (звезда, факультет), сложное - словосочетанием (Белорусский государственный университет, высшее учебное заведение).

Хотя понятие выражается в слове, однако слово и понятие — это не одно и то же. Понятие — это мысль в ее простейшей фор­ме. Отражая существенные признаки предмета мысли (реального или вымышленного), понятие выражается в слове и выступает


смыслом слова. Слово озвучивает мысль и выступает ее матери­альной оболочкой.

Почему мы иногда не понимаем друг друга? «Логическая» причина заключается в неправильном понимании или употреб­лении терминов. Один и тот же смысл (т. е. одно и то же поня­тие) может быть выражен разными словами (синонимами). «Пневмония» и «воспаление легких» - это одно и то же понятие, но слова - разные. И наоборот, разные смыдлы (понятия) могут быть выражены одним и тем же словом (омонимом). Например, слово «декан» может означать и руководящую должность, и цен­тральную часть индийского полуострова. Слово «лама» по смыслу — это и «монах», и «животное».

Итак,понятие — это мысль о существенных признаках пред­метов, выраженная в слове или словосочетании.

_______________________ т

Понятие - это мысль о существенных при­знаках предметов, выраженная в слове или словосочетании

2.2. СТРУКТУРА ПОНЯТИЯ

Содержание понятия

Для того чтобы уметь оперировать понятием, необходимо знать его структуру. Структура понятия опре­деляется его ролью в мышлении и состоит из двух элементов: содержания и объема

Содержание — важнейший элемент в структуре понятия. Это его качественный параметр. Содержание понятия есть совокуп­ность существенных признаков, мыслимых в данном понятии, как отличительных, так и общих.

Объем понятия

Объем в структуре понятия обозна­чает совокупность предметов мыс­ли, обладающих одним содержани­ем, т. е. одними и теми же отличи­тельными признаками. Объем выступает количественным пара­метром понятия. К примеру, содержанием понятия «акция» яв­ляются признаки, указывающие на то, что это «ценная бумага» (родовой существенный признак), «свидетельство о внесении определенной доли в капитал акционерного общества», «право



на получение части прибыли в виде дивиденда» (видовые суще­ственные признаки). Объем понятия «акция» образуется из всех ее разновидностей, обладающих вышеперечисленными свойст­вами (акции именные, предъявительские, простые, привилегиро­ванные, учредительские и др.).

Объем понятия в логике (совокупность предметов мысли, об­ладающих одними и теми же отличительными признаками) на­зывают также классом или множеством. Аналогично тому, как род состоит из видов, класс или множество состоит из подмно­жеств или подклассов. Например, множество «договоров» со­стоит из таких подмножеств, как «письменный договор», «уст­ный договор». Элементом множества называется класс, состоя­щий из одного предмета (конкретный датированный договор). Универсальным множеством называется класс, вклю­чающий все предметы исследуемой области (всевозможные до­говора). Пустое множество, или нулевой класс, - это множе­ство предметов мысли, не имеющих реальных прообразов в дей­ствительности («договор 3002 года»).

Закон обратного отношения

Содержание и объем понятия связа­ны законом обратного отношения (З.О.О.). Суть закона следующая - с увеличением содержания понятия его объем уменьшается, а с умень­шением содержания - объем увеличивается. Этот закон имеет большое значение для индивидуальной мыслительной практики. Он позволяет переходить от понятия с бблыпим объемом к поня­тию с меньшим объемом за счет изменения его содержания. Объем - функция содержания. Поэтому изменения последнего автоматически влекут за собой изменения объема. З.О.О имеет важное значение в установлении родовидовых отношений, в уточнениях и спецификациях, при ограничении и обобщении мысли.


[б]гуир—►[?] уир—►[у]ир—» |вуэ| ир—►[¥] уз—►уз

[Обобщение понятия «БГУИР»]

Щгуир «— [г]уир <*-|у[ир <- вуз [йр]«— [в]уз «—уз

[Ограничение понятия «учебное заведение»].

Признак, который мы будем отнимать при обобщении и до­бавлять при ограничении, обозначим начальной буквой слова и возьмем в рамку:

БГУИР - Белорусский государственный университет инфор­матики и радиоэлектроники (аббревиатура, выражающая слож­ное понятие).

ГУИР - государственный университет информатики и радио­электроники. Он может быть не только белорусским. Отняв при­знак «белорусский», мы получаем понятие с большим объемом.

УИР - университет информатики и радиоэлектроники. Он может быть не только государственным, но и коммерческим. Вновь сократив содержание, мы увеличиваем объем и т. д.

ВУЗ ИР - высшее учебное заведение информатики и радио­электроники. Оно может быть не только университетом1.

ВУЗ — высшее учебное заведение. Оно может быть не только технического профиля.

УЗ - учебное заведение. Оно бывает не только высшим.

Взаимосвязь содержания и объема понятия позволяет вос­производить в уме сложные взаимосвязи и взаимоотношения ре­ального мира. Поскольку понятийное мышление «смотрит» на окружающий мир сквозь призму признаков, характеризующих те или иные предметы действительности, то благодаря З.О.О. чело­век может углублять или расширять свои знания о внешнем ми­ре. От понятия «закон» можно перейти к понятию «закон физи­ки», «экономический закон», от понятия «научная работа сту­дента» к уточняющим понятиям «курсовая работа», «диплом».



                       
   
     
     
         
 
 
 
 
 

его

С увеличением содержания понятия, объем уменьшается, а с уменьшением содер­жания - объем увеличивается


Итак, чем больше содержание мысли, тем меньше, конкретнее ее объем, а чем меньше со­держание, тем объемней мысль



Например, за счет уменьшения, а затем увеличения содержа­ния понятия можно произвести следующую взаимообратную ло­гическую операцию:


Существуют ие только университеты, но и институты данного профиля. Кроме того, возможны переименования. В недалеком прошлом БГУИР, например, на­зывался МРТИ (Минским радиотехническим институтом).



2 Зак. 1100


J J


2.3. ВИДЫ ПОНЯТИЙ

Различие понятий по содержанию и объему

Человек оперирует огромным мно­жеством понятий. Все, что нас окру­жает, может быть выражено через понятие о предмете («яблоко»), о свойстве («выносливость», «невме­няемость»), об отношении («между», «восточнее», «старше»). Поскольку содержание и объем являются главными логическими характеристиками понятия, то и виды понятий определяются в зависимости от содержания и объема.

По содержанию понятия принято делить на следующие:

1. Конкретные и абстрактные (конкретные понятия - это понятия о предметах («механическое устройство», «авто­бус», «растение», «диплом»), абстрактные — понятия о свойствах и отношениях («красивый», «безбилетный», «родной»));

2. Абсолютные и относительные (абсолютные понятия без­относительны, самостоятельны, беспредпосылочны, в их содержании нет признаков, указывающих на их зависи­мость от других понятий, например «зрение», «наука», «инженер», в содержании относительных понятий имеют­ся признаки, указывающие на те понятия, с которыми они соотнесены по смыслу и без которых они бессмысленны; относительными являются понятия «муж», «родители», «учитель», «жених» (трудно себе представить мужа без жены, родителей без детей, учителя без учеников, жениха без невесты), также относительными являются и «парные понятия» диалектической логики: «форма и содержание», «сущность и явление», «причина и следствие» и др., т. е. логика понятий отражает логику вещей);

3. Положительные и отрицательные (в положительных по­нятиях мыслится присутствие определенных признаков -«экономика», «техника», «спорт», в отрицательных поня­тиях фиксируется отсутствующий признак, например «не­здоровый», «алогичный», «аморфный», «неподготовлен­ный», отсутствие признака - это тоже признак).

По объему1 понятия делятся на следующие:

На логической «линейке» есть только три деления: 0,1, > 1.


1) нулевые: объем = 0 («король Беларуси», «Циклоп»);

2) единичные: объем = 1 («основатель кибернетики», «созда­тель дизеля»);

3) общие: объем > 1 («станция», «космонавт»).

Кроме того, по характеру элементов, образующих объем, можно различать собирательные и несобирательные понятия. Они различаются типом отношений между отдельными элемен­тами класса и всем классом элементов. Главная особенность со­бирательных понятий заключается в том, что в их содержании есть признаки, отсутствующие у отдельных элементов класса. К примеру, собирательными являются понятия: «Солнечная систе­ма», «Большая медведица», «коллегия адвокатов», «футбольная ассоциация», «дивизия». В каждом из них мыслится ряд элемен­тов, из которых они «собраны». Так, футбольная ассоциация со­стоит из нескольких футбольных клубов, однако ни один из них не является «футбольной ассоциацией», а лишь ее частью. На­против, признаки, содержащиеся в несобирательных понятиях, относятся как к классу предметов, так и к его отдельным элемен­там. Например, понятие «цветок» характеризует и весь класс цветов, и каждый цветок в отдельности - розу, ромашку, пион.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: