Формирование и развитие логико-риторической культуры у студентов является важной составляющей гуманитарного образования. Умение точно определять предмет мысли, корректно формулировать вопрос или задание, ярко и доходчиво излагать суть дела, уметь общаться и отстаивать свои убеждения необходимо каждому образованному человеку.
Люди охотно жалуются на то, что им не хватает денег, времени и здоровья, что они мало общаются и редко отдыхают, но они не говорят о нехватке логики, интуитивно соглашаясь с ее общезначимостью и полагая, что ею обладают все. Один из мыслителей по этому поводу остроумно заметил, что ум между людьми распределен примерно одинаково, так как на его нехватку никто не жалуется. Однако логичность рассуждения не является врожденным качеством человека, как, впрочем, не является и недостижимым искусством. Логике можно и нужно учиться. Тем более, что, научившись логике, легче учиться всему остальному, ибо логика учит учиться. «Логика- Бог мыслящих» (Л. Фейхтвангер). А Бог, как известно, сила деятельная и креативная, т. е. творческая. Таким образом, логика выступает одним из условий интеллектуального творчества, в том числе и технического.
Логика относится к числу наиболее прогрессирующих гуманитарных наук второй половины XX века. Она представляет собой развитую научную дисциплину, имеющую десятки направлений. Каждая из логик (классическая, диалектическая, математическая, неклассическая и др.) имеет свой предмет и сферу приложения, но все они базируются на классической логике, основанной Аристотелем. Среди других логик она занимает особое положение, поскольку ей принадлежит исторический приоритет
в анализе познавательных способностей человека и выявлении структуры и законов мышления. Мышление в логической системе Аристотеля предстает как отражение действительности в сознании человека в виде понятий, суждений и умозаключений, а речь - как продукт мыслящего ума. Разработанный в логике аппарат используется в различных сферах жизни: научной, технической, педагогической, политической, юридической, религиозной, художественной, нравственной, управленческой и др.
Расширение области логических интересов связано с общими тенденциями развития научного знания. Так, возникновение математической логики в середине XIX века явилось итогом многовековых чаяний математиков и логиков о построении универсального символического языка, свободного от недостатков естественного языка (прежде всего его многозначности, т. е. полисемии).
Одним из первых авторов логико-математического метода, позволявшего решать любую, а не только математическую задачу, был немецкий ученый Г. В. Лейбниц. Идеи Лейбница получили свое дальнейшее развитие в XIX в. и завершились созданием алгебры логики. Благодаря трудам Дж. Буля, Ст. Джевонса, Р. Грассмана, Э. Шредера, Ч. Пирса, П. С. Порецкого, Г. Фреге, Б. Рассела и др. математическая логика стала самостоятельной дисциплиной. Вскоре эти идеи принесли богатые плоды на ниве кибернетики. И поэтому не случайно ее основатель Н. Винер признавался, что если бы ему пришлось выбирать покровителя кибернетики, то он выбрал бы Лейбница, в логико-философской системе которого были тесно связаны две основные идеи: идея универсальной символики и идея логического исчисления. Разработка математической логики оказалась полезной как для логики, так и для математики. В частности, последняя столкнулась с трудностями, обнаруженными в основаниях математики, что привело к критической переоценке не только математических ценностей, но и процесса познания в целом.
Дальнейшее развитие логики связано с совокупным использованием классической и математической логики в прикладных областях. Широкий спектр практических проблем требовал усложнения и разнообразия логических систем и средств, эксплицирующих работу сознания. Неклассические логики (деонтическая, релевантная, логика права, логика принятия решений и др.) часто имеют дело с неопределенностью и нечеткостью исследуемых объектов, с нелинейным характером их развития. Так, при ана-
лизе достаточно сложных задач в системах искусственного интеллекта возникает проблема синергизма различных типов рассуждения при решении одной и той же задачи. Перспективы развития логики в русле сближения с информатикой связаны с созданием определенной иерархии возможных моделей рассуждения, включающих рассуждения на естественном языке, правдоподобные рассуждения и формализованные дедуктивные выводы. Это решается средствами классической, математической и неклассической логик. Как видно, «все возвращается на круги своя» и, начав с попытки исключения естественного языка из сферы технического знания, современное логическое программирование ищет варианты сочетания искусственного и естественного языков. Таким образом, речь идет не о разных «логиках», а о разной степени формализации мышления и «размерности» логических значений (двузначная, многозначная и др. логика).
В гносеологическом плане наибольшие логические результаты получены в области диалектической логики и классического этапа науки. По образному выражению одного из классиков, отношение аристотелевской логики к диалектической аналогично отношению арифметики к высшей математике. Статус классической логики как арифметики мышления ни в коей мере не должен ни смущать, ни порождать иллюзию легкости. Арифметика, грамматика, логика - базовые дисциплины, первый познавательный опыт человека. Искусство счета и слова необходимо предполагает искусство мысли. Остальное - дело времени, желания и усилий.
Данное учебное пособие имеет своей целью помочь в изучении логики и в овладении основными навыками логических действий. В первую очередь оно адресовано тем студентам, чья будущая профессия связана с интеллектуальной деятельностью, с системным, доказательным мышлением. Оно призвано подготовить к усвоению основных направлений современной логики: общей, или классической, логики; символической, или математической,логики; неклассической логики.
Все эти области логического знания, хотя и связаны внутренне (поскольку все исследуют разрешающие способности мышления), тем не менее могут рассматриваться и как самостоятельные разделы логических исследований. При этом любое обращение к символической или неклассической логике потребует хотя бы общих представлений о классической логике. Она образует
корни логического древа и по-прежнему царит в естественном языке. От нее зависит, как мы определяем предмет мысли или разговора, классифицируем объекты, устанавливаем родовидовые отношения, различаем истину и ложь, задаем вопросы и отвечаем на них, рассуждаем и доказываем, аргументируем и опровергаем, позволяем или не позволяем манипулировать своим сознанием. Поэтому изучение логики начинают с формальной логики.
Уже более двух с половиной тысяч лет, возникнув в Древней Греции, логика обучает людей правильному мышлению, искусству точного и красивого выражения. К сожалению, в недавнем прошлом у нас на несколько десятилетий были утрачены традиции логического образования. Сегодня логика вернулась в аудитории, чтобы обучать искусству мысли.
Используйте логику!
Автор
ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ
1.1.Что такое логика?
1.2.Мышление и язык.
1.3.Формы и законы мышления.
1.4.Символический язык. Исчисление предикатов.
Контрольные вопросы.
Данная глава имеет установочный характер. В ней содержится общая характеристика предмета логики, основных этапов ее развития, символического языка, основных понятий (формы мысли, закона логики) и проблем, которые будут анализироваться в последующих главах.
1.1. ЧТО ТАКОЕ ЛОГИКА?
Предмет логики |
Логика в переводе с греческого (logos) означает слово, понятие, разум, рассуждение. Сам перевод является по сути сжатым определением предмета логики. Логика - это наука о формах и законах правильного мышления. Синонимы слово, понятие, разум, рассуждение имеют прямое отношение к мыслительной деятельности. Изучение логики связано с анализом этих понятий, а также с ответами на вопросы:
1. Чем наука о мышлении отличается от не-науки?
2. Какие науки изучают мышление и чем они различаются?
3. Что такое форма мысли?
4. Что такое закон правильного мышления?
5. Бывает ли неправильное мышление?
ПОЗНАНИЕ научное |
Итак, логика изучает одну из систем человеческого организма - интеллектуальную систему, или систему мышления. Эта система, как и другие (обмен веществ, кровообращение, психическое реагирование) является функцией одного из материальных органов человеческого тела - мозга. Мышление без мозга невозможно. Однако природа мышления иная, чем, скажем, у процесса пищеварения или работы печени. Продуктом деятельности печени является материальное вещество — желчь. Продукт мышления - мысль не является материальным продуктом. Она -идеальна, т. е. существовать в отрыве от мозга (разумеется, в чистом виде, а не в форме слова или текста) не может. Желчь зрима, т. е. ощутима. Мысль - незрима, она не воспринимается непосредственно органами чувств. Мысль отдельно от мозга -это гоголевский Нос, гуляющий по Невскому проспекту. Итак, мышление по природе своей — идеально. И эта природа указывает на предназначение мышления.
Человеческое мышление - не каприз эволюции и не автономная система человеческого организма. Оно является одним из способов адаптации человека к внешней среде и способом координации человеческой деятельности. Логическая адаптация достигается знаниями о мире и их глубиной. Совокупность этих знаний образует базу данных естественного интеллекта, т. е. сознания человека. Поэтому логическое ассоциируется с сознательным, осознанным.
Получение знаний о мире называется познанием. Оно может протекать в разных формах: чувственное познание, абстрактное мышление, интуитивное озарение и др. (схема 1.1).
Чувственное познание- предпосылка всех остальных. Это - непосредственное взаимодействие человека с внешним миром. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкусовые ощущения, осязание) одинаковы у человека и высших животных и образуют первую сигнальную систему или первую защитную систему от окружающей среды. Чувства — будто клеммы, которыми человек подключен к внешнему миру и через которые он получает информацию об этом мире. Они красочны, разнообразны, волнующе-увлекательны, но, увы, часто ошибочны, поскольку скользят по поверхности.
Изучением психической жизни человека занимается общая психология. Она исследует три основные формы чувственных переживаний: ощущение, восприятие и представление. Представление - это итог и возможный предел чувственного познания.
ФОРМЫ |
ФОРМЫ
гл
теория |
метрические; (измерение) |
гипотеза |
визуальные: (наблюдение) |
воспроизведение:
(эксперимент, моделирование...)