Ф. М. Достоевский

Формирование и развитие логико-риторической культуры у студентов является важной составляющей гуманитарного обра­зования. Умение точно определять предмет мысли, корректно формулировать вопрос или задание, ярко и доходчиво излагать суть дела, уметь общаться и отстаивать свои убеждения необхо­димо каждому образованному человеку.

Люди охотно жалуются на то, что им не хватает денег, вре­мени и здоровья, что они мало общаются и редко отдыхают, но они не говорят о нехватке логики, интуитивно соглашаясь с ее общезначимостью и полагая, что ею обладают все. Один из мыс­лителей по этому поводу остроумно заметил, что ум между людьми распределен примерно одинаково, так как на его нехват­ку никто не жалуется. Однако логичность рассуждения не явля­ется врожденным качеством человека, как, впрочем, не является и недостижимым искусством. Логике можно и нужно учиться. Тем более, что, научившись логике, легче учиться всему осталь­ному, ибо логика учит учиться. «Логика- Бог мыслящих» (Л. Фейх­твангер). А Бог, как известно, сила деятельная и креативная, т. е. творческая. Таким образом, логика выступает одним из условий интеллектуального творчества, в том числе и технического.

Логика относится к числу наиболее прогрессирующих гума­нитарных наук второй половины XX века. Она представляет со­бой развитую научную дисциплину, имеющую десятки направ­лений. Каждая из логик (классическая, диалектическая, матема­тическая, неклассическая и др.) имеет свой предмет и сферу приложения, но все они базируются на классической логике, ос­нованной Аристотелем. Среди других логик она занимает особое положение, поскольку ей принадлежит исторический приоритет






в анализе познавательных способностей человека и выявлении структуры и законов мышления. Мышление в логической систе­ме Аристотеля предстает как отражение действительности в соз­нании человека в виде понятий, суждений и умозаключений, а речь - как продукт мыслящего ума. Разработанный в логике ап­парат используется в различных сферах жизни: научной, техни­ческой, педагогической, политической, юридической, религиоз­ной, художественной, нравственной, управленческой и др.

Расширение области логических интересов связано с общими тенденциями развития научного знания. Так, возникновение ма­тематической логики в середине XIX века явилось итогом мно­говековых чаяний математиков и логиков о построении универ­сального символического языка, свободного от недостатков ес­тественного языка (прежде всего его многозначности, т. е. поли­семии).

Одним из первых авторов логико-математического метода, позволявшего решать любую, а не только математическую зада­чу, был немецкий ученый Г. В. Лейбниц. Идеи Лейбница полу­чили свое дальнейшее развитие в XIX в. и завершились создани­ем алгебры логики. Благодаря трудам Дж. Буля, Ст. Джевонса, Р. Грассмана, Э. Шредера, Ч. Пирса, П. С. Порецкого, Г. Фреге, Б. Рассела и др. математическая логика стала самостоятельной дисциплиной. Вскоре эти идеи принесли богатые плоды на ниве кибернетики. И поэтому не случайно ее основатель Н. Винер признавался, что если бы ему пришлось выбирать покровителя кибернетики, то он выбрал бы Лейбница, в логико-философской системе которого были тесно связаны две основные идеи: идея универсальной символики и идея логического исчисления. Раз­работка математической логики оказалась полезной как для ло­гики, так и для математики. В частности, последняя столкнулась с трудностями, обнаруженными в основаниях математики, что привело к критической переоценке не только математических ценностей, но и процесса познания в целом.

Дальнейшее развитие логики связано с совокупным исполь­зованием классической и математической логики в прикладных областях. Широкий спектр практических проблем требовал услож­нения и разнообразия логических систем и средств, эксплици­рующих работу сознания. Неклассические логики (деонтическая, релевантная, логика права, логика принятия решений и др.) час­то имеют дело с неопределенностью и нечеткостью исследуемых объектов, с нелинейным характером их развития. Так, при ана-


лизе достаточно сложных задач в системах искусственного ин­теллекта возникает проблема синергизма различных типов рас­суждения при решении одной и той же задачи. Перспективы раз­вития логики в русле сближения с информатикой связаны с соз­данием определенной иерархии возможных моделей рассужде­ния, включающих рассуждения на естественном языке, правдо­подобные рассуждения и формализованные дедуктивные выво­ды. Это решается средствами классической, математической и неклассической логик. Как видно, «все возвращается на круги своя» и, начав с попытки исключения естественного языка из сферы технического знания, современное логическое програм­мирование ищет варианты сочетания искусственного и естест­венного языков. Таким образом, речь идет не о разных «логи­ках», а о разной степени формализации мышления и «размерно­сти» логических значений (двузначная, многозначная и др. логика).

В гносеологическом плане наибольшие логические результа­ты получены в области диалектической логики и классического этапа науки. По образному выражению одного из классиков, от­ношение аристотелевской логики к диалектической аналогично отношению арифметики к высшей математике. Статус классиче­ской логики как арифметики мышления ни в коей мере не дол­жен ни смущать, ни порождать иллюзию легкости. Арифметика, грамматика, логика - базовые дисциплины, первый познаватель­ный опыт человека. Искусство счета и слова необходимо пред­полагает искусство мысли. Остальное - дело времени, желания и усилий.

Данное учебное пособие имеет своей целью помочь в изуче­нии логики и в овладении основными навыками логических дей­ствий. В первую очередь оно адресовано тем студентам, чья бу­дущая профессия связана с интеллектуальной деятельностью, с системным, доказательным мышлением. Оно призвано подгото­вить к усвоению основных направлений современной логики: общей, или классической, логики; символической, или математической,логики; неклассической логики.

Все эти области логического знания, хотя и связаны внутрен­не (поскольку все исследуют разрешающие способности мыш­ления), тем не менее могут рассматриваться и как самостоятель­ные разделы логических исследований. При этом любое обраще­ние к символической или неклассической логике потребует хотя бы общих представлений о классической логике. Она образует





корни логического древа и по-прежнему царит в естественном языке. От нее зависит, как мы определяем предмет мысли или разговора, классифицируем объекты, устанавливаем родовидо­вые отношения, различаем истину и ложь, задаем вопросы и от­вечаем на них, рассуждаем и доказываем, аргументируем и оп­ровергаем, позволяем или не позволяем манипулировать своим сознанием. Поэтому изучение логики начинают с формальной логики.

Уже более двух с половиной тысяч лет, возникнув в Древней Греции, логика обучает людей правильному мышлению, искус­ству точного и красивого выражения. К сожалению, в недавнем прошлом у нас на несколько десятилетий были утрачены тради­ции логического образования. Сегодня логика вернулась в ауди­тории, чтобы обучать искусству мысли.

Используйте логику!

Автор


ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ

1.1.Что такое логика?

1.2.Мышление и язык.

1.3.Формы и законы мышления.

1.4.Символический язык. Исчисление пре­дикатов.

Контрольные вопросы.

Данная глава имеет установочный характер. В ней содержит­ся общая характеристика предмета логики, основных этапов ее развития, символического языка, основных понятий (формы мысли, закона логики) и проблем, которые будут анализировать­ся в последующих главах.

1.1. ЧТО ТАКОЕ ЛОГИКА?


Предмет логики

Логика в переводе с греческого (logos) означает слово, понятие, ра­зум, рассуждение. Сам перевод яв­ляется по сути сжатым определени­ем предмета логики. Логика - это наука о формах и законах правильного мышления. Синонимы слово, понятие, разум, рас­суждение имеют прямое отношение к мыслительной деятельно­сти. Изучение логики связано с анализом этих понятий, а также с ответами на вопросы:

1. Чем наука о мышлении отличается от не-науки?

2. Какие науки изучают мышление и чем они различаются?

3. Что такое форма мысли?

4. Что такое закон правильного мышления?

5. Бывает ли неправильное мышление?



ПОЗНАНИЕ научное

Итак, логика изучает одну из систем человеческого организ­ма - интеллектуальную систему, или систему мышления. Эта система, как и другие (обмен веществ, кровообращение, психи­ческое реагирование) является функцией одного из материаль­ных органов человеческого тела - мозга. Мышление без мозга невозможно. Однако природа мышления иная, чем, скажем, у процесса пищеварения или работы печени. Продуктом деятель­ности печени является материальное вещество — желчь. Продукт мышления - мысль не является материальным продуктом. Она -идеальна, т. е. существовать в отрыве от мозга (разумеется, в чистом виде, а не в форме слова или текста) не может. Желчь зрима, т. е. ощутима. Мысль - незрима, она не воспринимается непосредственно органами чувств. Мысль отдельно от мозга -это гоголевский Нос, гуляющий по Невскому проспекту. Итак, мышление по природе своей — идеально. И эта природа указывает на предназначение мышления.

Человеческое мышление - не каприз эволюции и не автоном­ная система человеческого организма. Оно является одним из способов адаптации человека к внешней среде и способом коор­динации человеческой деятельности. Логическая адаптация дос­тигается знаниями о мире и их глубиной. Совокупность этих знаний образует базу данных естественного интеллекта, т. е. сознания человека. Поэтому логическое ассоциируется с созна­тельным, осознанным.

Получение знаний о мире называется познанием. Оно может протекать в разных формах: чувственное познание, абстрактное мышление, интуитивное озарение и др. (схема 1.1).

Чувственное познание- предпосылка всех осталь­ных. Это - непосредственное взаимодействие человека с внеш­ним миром. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкусовые ощущения, осязание) одинаковы у человека и высших живот­ных и образуют первую сигнальную систему или первую защит­ную систему от окружающей среды. Чувства — будто клеммы, которыми человек подключен к внешнему миру и через которые он получает информацию об этом мире. Они красочны, разнооб­разны, волнующе-увлекательны, но, увы, часто ошибочны, по­скольку скользят по поверхности.

Изучением психической жизни человека занимается общая психология. Она исследует три основные формы чувственных переживаний: ощущение, восприятие и представление. Пред­ставление - это итог и возможный предел чувственного познания.


ФОРМЫ

ФОРМЫ

гл

теория
метрические; (измерение)
гипотеза
визуальные: (наблюдение)

воспроизведение:

(эксперимент, моделирование...)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: