Виды вопросов

Виды вопросов образуются по ряду оснований. Наиболее важными видами вопросов являются:



1 Кэрролл Л. Логическая игра. ML, I991. С. 30,38.


1 Белнап Н., Стил Т. Логика вопросов и ответов. М., 1982; Берков В. Ф. Логика вопросов в преподавании. Мн., 1987; Горский Д. П. Краткий словарь по логике. М., 1991. С. 24 - 25; Петров Ю. А. Азбука логичного мышления. М., 1991.





Вопросы, различные по сфере применения- вопро­сы управления, вопросы экономики, вопросы здравоохранения, вопросы психологии, вопросы педагогики и т. д.

по своей цели- заданные с целью: узнать или уточ­нить что-либо, объяснить что-либо, решить задачу, проблему, подумать о чем-либо (к ним относятся, например, вечные вопро­сы философии «Как устроен мир?», «В чем смысл жизни?», на которые каждая эпоха отвечает по-своему, их смысл и ценность в самом вопрошании, степень требовательности в разных вопро­сах различна);

по типу вопросительных слов- какой? сколько? как? почему? и др.

вопросы, различные по полноте ответа— узловые и наводящие (ответ на узловые вопросы прямо и полно раскрывает тему, наводящие вопросы подготавливают ответ, приближают к нему, например, вопрос «Каков атомный вес водорода?» является узловым, а наводящими будут вопросы: «По какому логическому принципу построена периодическая система химических элементов?», «Как и кем она была откры­та?» и др.);

по значимости — главные и второстепенные (главные вопросы составляют основу ответа, а второстепенные играют вспомогательную роль, например, главным является вопрос «Когда Греция освободилась от османского ига?», а второстепенными: «Какое отношение к этому имеет смерть Байрона?», «Где и когда он погиб?» и др.);

по составуответа- простые и сложные (простые вопросы предполагают один ответ, а сложные несколько, в зависимости от сложности вопроса (в количественном отношении), так, форму простого вопроса имеет следующее предложение: «Кто не сдал лабораторную работу?», а предложение: «Кто не сдал лабораторную работу и когда последний срок ее сдачи?» выражает сложный, в данном случае «двойной» вопрос);

по интеллектуальному уровню- простые и сложные (простые — не требующие специальной подготовки, популярные вопросы и сложные - требующие специальных знаний, так, предыдущие примеры можно отнести к простым по степени сложности вопросам, это - обычные вопросы учебной практики, а вопрос: «Кто может пояснить


смысл термина «контроллер»?» уже относится к специальной области и является сложнее предыдущего);

по своей конкретности — открытые (общие, нерегистрирующие) и закрытые (конкретные, регистрирующие) (открытые вопросы не предполагают однозначного ответа, их семантика не определена, например: «Что вы знаете о греческой мифологии?»; закрытый вопрос требует однозначного ответа, например: «Как называется остров, в названии которого нет ни одной гласной буквы?»).

Выделяют и другие виды вопросов. Например, уточняющие, которые начинаются со слов: «Правда, что...?», «Действительно ли...?».

Итак, вопрошание - это искусство и наука одновременно. Не случайно существует выражение: «Правильно заданный вопрос -половина ответа». А из чего складывается другая половина?

3.3.4. Понятие ответа

Определение ответа

Ответ — это суждение или высказы­вание, субъектом которого является смысловое понятие предпосылки вопроса

. т


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: