Опираясь на логические исследования1 вопросно-ответной практики, можно выделить следующие функции вопроса:
контролирующую, т. е. осуществляющую проверку усвоения знаний («контрольные вопросы», «экзаменационные вопросы»);
систематизирующую, функцию упорядочивания, расположения материала (написание конспектов, рефератов, курсовых и дипломных работ, плана ответа);
критическую, необходимую при поиске новых, подчас противоречащих здравому смыслу и общепринятым представлениям решений (сомнение, несогласие, возражение означенные вопросом). (По признанию Коперника, главной проблемой для него было не небо, которое он изучал, а авторитет Аристотеля в астрономии. Только отважившись на ряд критических вопросов, Коперник смог «остановить Солнце и сдвинуть Землю».)
психологическую функцию, позволяющую привлекать внимание к главному значению вопроса («Кто создатель кибернетики?») или же оказывающую эмоциональное воздействие («Молилась ли ты на ночь, Дездемона?»).
Эти и другие функции вопроса реализуются в дискуссиях, в учебной практике, в научном познании, в практической деятельности людей.