8.1. Общая характеристика аргументации.
8.2. Определение доказательства и его
структура.
8.3. Опровержение и его виды.
8.4. Правила и ошибки доказательства и оп-
ровержения. Контрольные вопросы. Упражнения.
Степень интереса общественности к проблемам аргументации является свидетельством интеллектуальных и социально-политических ценностей, преобладающих в общественном сознании. Ориентация на цивилизованный диалог различных партий и движений, научных и производственных коллективов, церкви и государства, сфер образования и культуры предполагает умение общаться с оппонентом, спорить и дискутировать, аргументированно излагать свою точку зрения, чтобы в конечном итоге убедить противную сторону. В этом смысле аргументация выступает формой рационально-логического убеждения. Принуждение связано с насилием, ограничением свободы и жестким управлением действиями людей. В атмосфере принуждения аргументация превращается в циничную риторическую практику. Убеждение сохраняет свободу воли и возможность действовать в соответствии с сознательно принятыми решениями и разумными доводами. Культура «публичного разговора» сродни искусству. Достижение желаемого образа связано с правильным пониманием и употреблением понятий «аргументация», «доказательство», «опровержение», «софизм», «паралогизм» др.
8.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АРГУМЕНТАЦИИ1 |
Определение аргументации |
В современной логической литературе понятие «аргументация» определяется как интеллектуально-речевая деятельность. «Аргументация - это приведение доводов с целью изменения позиции или убеждения другой стороны (аудитории)»2.
Учение об аргументации возникло давно. В античной Греции с ее развитыми публичными формами государственного управления, активной судебной и политической практики учение об аргументации разрабатывалось на основе логико-методологического, психологического и этического анализа различных форм убеждения, а также обобщения и систематизации тех приемов и методов ведения споров, диалогов, диспутов, дискуссий и полемики, которые получили наиболее широкое распространение в государстве, и прежде всего в Афинах. Умение приводить убедительные аргументы оборачивалось победой в суде, решением вопросов в общественном собрании, политической и социальной карьерой, практической выгодой. Анализируя различные речи, ранние софисты3 задавали себе вопрос: «Почему одна речь нас убеждает и мы с ней соглашаемся, а другая нас совершенно «не трогает»? Логико-философская классика античности в лице Сократа, Платона и Аристотеля придерживалась интерпретации диалога как вопросно-ответного метода поиска истины, в котором участвуют, по крайней мере, два собеседника, один из которых задает вопросы и по сути дела руководит диалогом (излюбленное занятие Сократа), а другой отвечает на них. Путем систематической постановки вопросов в конечном итоге удавалось найти удовлетворительный ответ на вопрос и психологически сблизить участников диалога. Такой метод поиска истины благотворно влиял на разработку различных стилей аргументации. На практике он широко использовался, например, в судебных дебатах обвинителя и адвоката. Позднее Аристотелем
был уточнен смысл понятий «риторика», «диалектика», «аналитика». Аналитика рассматривалась как синоним формальной логики или теории силлогистических умозаключений. Были выявлены правила и ошибки таких выводов. В диалектике исследовались случаи несиллогистических умозаключений (индуктивные обобщения и выводы по аналогии). Поскольку заключения таких рассуждений имели лишь вероятностный, или правдоподобный, характер, то они принимались не в качестве доказательств, а в качестве мнений. В риторике подчеркивался ее прикладной характер, призванный убеждать людей в ходе полемики, публичной речи или судебного спора. Диалектика и в особенности аналитика (как теория доказательства и опровержения) рассматривались в качестве теоретической основы риторики. Дальнейшее развитие аргументации происходило по этим трем направлениям.
В настоящее время аргументация выделилась в самостоятельную область междисциплинарных исследований. Можно сказать, что современная теория аргументации - «комплексная дисциплина, существующая на стыке целого ряда наук, занимающихся изучением человеческой коммуникации и познания. В числе этих наук - философия и логика, история и социология, лингвистика, психология и др.»1. Наиболее интересные направления разработки аргументации связаны с новой риторикой Тулмина и Перельмана2, а также с интеррогативной концепцией диалога Хинтикки.
В исследовании аргументации выделяются два аспекта - логический и коммуникативный3. В логическом плане цель аргументации сводится к обоснованию некоторого положения, точки зрения, формулировки, через другие положения (именуемые аргументами). В случае эффективной аргументации реализуется и коммуникативный аспект аргументации, если собеседник (в широком смысле слова) соглашается с аргументами и способом доказательства или опровержения исходного положения.
1 Аргументация от лат. argumentatio - довод, приведение аргументов. Под аргу
ментом будем понимать посылку доказательства, принимающую вид суждения
(или нескольких суждений), при помощи которого обосновывается истинность
исходного суждения.
2 Ивин А. А. Теория аргументации. М, 2000. С. 7.
3 Так в Греции называли первых учителей риторики, или искусства красноречия.
1 Ивин А. А. Теория аргументации. С. 6.
2 Perelman Ch. La nouvelle rhetorique; traite de 1'argumentation Bruxelles:
l'Universite de Bruxelles, 19S8.
3 Ban Еемерен Франс X.. Гроотендорст Роб. Аргументация, коммуникация и
ошибки. СПб., 1992 (пер. с англ.).
8.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА И ЕГО СТРУКТУРА |
Определение доказательства |
Раскрывая содержание основных законов мышления в главе 4, и в частности закона достаточного основания, мы обращали внимание на исключительную важность процедуры обоснования в достижении истинного знания. Именно соблюдение данного закона делает наше мышление обоснованным и аргументированным, т. е. доказательным.
В широком смысле под доказательством понимается любой способ обоснования истинности какого-либо утверждения. «Любой» значит как эмпирический, так теоретический. Визуальные наблюдения, измерительные процедуры, химические опыты являются примерами непосредственного доказательства. Такое доказательство принимает вид практических действий, в ходе которых доказываемое положение сопоставляется с фактами окружающей действительности. В подобных доказательствах органы чувств существенны и принимают вид «инструментов» познания. Например, «доказывая» среднюю длину шага, его замеряют. В узком смысле под доказательством понимается логическая операция обоснования истинности какого-либо утверждения при помощи других утверждений, истинность которых уже доказана. Такое доказательство называется опосредованным или логическим. В дальнейшем под доказательством будем понимать доказательство в узком смысле. В опосредованном доказательстве органы чувств уже не играют такой роли, как в непосредственных доказательствах, хотя, по сравнению с силлогизмами, устанавливающими формальную связь посылок и заключения, доказательство учитывает также истинность исходных суждений, из которых выводится доказываемое положение. В этом его главное отличие от дедуктивного умозаключения.
Практическое значение доказательства особенно важно в тех областях науки, где выводы о свойствах, связях и отношениях объективного мира в принципе не допускают опытного подтверждения либо рассматриваются как нецелесообразные.
----------------------------- 1 Любое доказательство состоит из те-
Структура зиса, аргументов и демонстрации.