Что означает понятие «индукция»?

В чем отличие индуктивного вывода от дедуктивного?

3. В чем различие вывода по полной индукции и вы­вода по неполной индукции?

4. Охарактеризуйте популярную индукцию и приве­дите пример.

Что лежит в основе более вероятных выводов научной индукции?

Дайте определение методу сходства.

Определите метод различия.

На что указывает метод сходства и различия?

9. Какова схема рассуждения по методу сопутст­вующих изменений?

Как делать вывод по методу остатков?

Как избежать ошибок в индуктивном выводе?

Что значит «поспешное обобщение»?

Как понять «ошибку ложного основания»?

Что значит ошибка: «после этого, значит, по причине этого»?

Что такое «умозаключение по аналогии»?

Каковы ее виды?

Ошибаются ли при выводах по аналогии?

18. Приведите примеры наиболее частого употреб­ления недедуктивных выводов.

19. Приведите примеры их использования в учебной
практике.

Упражнения

Определите вид индуктивного умозаключения, найдите по­сылки и заключение, установите правильность обобщения:

1.1. На подносе много булочек. Первая - свежая и мягкая, вторая - тоже, третья - свежая и мягкая... Значит, все булоч­ки на подносе - свежие и мягкие (пример Л. Кэрролла).

1.2. В семье X двое детей. Папа и мама - музыканты. Их дети учатся в музыкальной школе. Заключаем: «Вся семья X - му­зыкальная».



1.3. Лабораторные пробы воды в водной системе позволяют заключить, что питьевая вода в Минске соответствует сани­тарно-гигиеническим нормам.

1.4. В студенческой группе 30 человек. 25 из них прошли флюорографию и у них патологии не обнаружено. Вероятно, вся группа здорова.

2. По какому виду индукции получены следующие заключения:

2.1. Ласточки перед дождем летают низко.

2.2. Второй фильм («Мужчина и женщина» - 2, «Брат» -2, «Терминатор» - 2), как правило, хуже первого.

2.3. «Черная роза», «черный лебедь» - это исключения из правил, ставшие символом редкости и изысканности.

2.4. Весна в этом году опять будет холодной.

2.5. Всякое механическое движение при трении превраща­ется в теплоту.

2.6. Никто не может им помочь.

2.7. Все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца.

2.8. Ни один из их детей не ходит в эту школу.

2.9. Ломит старая рана, значит, к непогоде.

2.10. Все студенты вузов сдают сессию.

2.11. Несколько человек в группе, как правило, получают неудовлетворительные оценки.

2.12. Эта болезнь очень похожа на дифтерит.

3. Есть ли в вышеприведенных примерах рассуждения по ана­логии?

4. Проведите логический анализ следующего рассуждения:

«С ним это случилось впервые месяц назад. И «на первый раз» мы его простили. Но затем он сделал то же самое второй и третий раз. Значит, с ним так будет всегда».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: