В чем отличие индуктивного вывода от дедуктивного?
3. В чем различие вывода по полной индукции и вывода по неполной индукции?
4. Охарактеризуйте популярную индукцию и приведите пример.
Что лежит в основе более вероятных выводов научной индукции?
Дайте определение методу сходства.
Определите метод различия.
На что указывает метод сходства и различия?
9. Какова схема рассуждения по методу сопутствующих изменений?
Как делать вывод по методу остатков?
Как избежать ошибок в индуктивном выводе?
Что значит «поспешное обобщение»?
Как понять «ошибку ложного основания»?
Что значит ошибка: «после этого, значит, по причине этого»?
Что такое «умозаключение по аналогии»?
Каковы ее виды?
Ошибаются ли при выводах по аналогии?
18. Приведите примеры наиболее частого употребления недедуктивных выводов.
19. Приведите примеры их использования в учебной
практике.
Упражнения
Определите вид индуктивного умозаключения, найдите посылки и заключение, установите правильность обобщения:
|
|
1.1. На подносе много булочек. Первая - свежая и мягкая, вторая - тоже, третья - свежая и мягкая... Значит, все булочки на подносе - свежие и мягкие (пример Л. Кэрролла).
1.2. В семье X двое детей. Папа и мама - музыканты. Их дети учатся в музыкальной школе. Заключаем: «Вся семья X - музыкальная».
1.3. Лабораторные пробы воды в водной системе позволяют заключить, что питьевая вода в Минске соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
1.4. В студенческой группе 30 человек. 25 из них прошли флюорографию и у них патологии не обнаружено. Вероятно, вся группа здорова.
2. По какому виду индукции получены следующие заключения:
2.1. Ласточки перед дождем летают низко.
2.2. Второй фильм («Мужчина и женщина» - 2, «Брат» -2, «Терминатор» - 2), как правило, хуже первого.
2.3. «Черная роза», «черный лебедь» - это исключения из правил, ставшие символом редкости и изысканности.
2.4. Весна в этом году опять будет холодной.
2.5. Всякое механическое движение при трении превращается в теплоту.
2.6. Никто не может им помочь.
2.7. Все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца.
2.8. Ни один из их детей не ходит в эту школу.
2.9. Ломит старая рана, значит, к непогоде.
2.10. Все студенты вузов сдают сессию.
2.11. Несколько человек в группе, как правило, получают неудовлетворительные оценки.
2.12. Эта болезнь очень похожа на дифтерит.
3. Есть ли в вышеприведенных примерах рассуждения по аналогии?
4. Проведите логический анализ следующего рассуждения:
«С ним это случилось впервые месяц назад. И «на первый раз» мы его простили. Но затем он сделал то же самое второй и третий раз. Значит, с ним так будет всегда».