Первая проверка |
Третья проверка
Заключение. Первая «пара» (S) является причиной плохой посещаемости (Р).
Первая проверка посещаемости лекций была на 1-й «паре», в субботу, в 1-ю учебную неделю.
Вторая проверка была во 2-ю учебную неделю, на 1-й «паре», в среду.
Третья проверка была в 3-ю учебную неделю, в четверг, на
1-й «паре».
Вывод: во всех трех случаях проверки общим является обстоятельство - 1-я «пара».
4.2. Метод различия- метод научной индукции и вид умозаключения, в котором причина признака устанавливается на основании сравнения только двух случаев — когда данный признак возникает и когда не возникает. То, чем эти случаи различаются, считается причиной данного признака.
Схема умозаключения по методу различия
1-й случай. Ряд обстоятельств ASB вызывает признак Р 2-й случай. Ряд обстоятельств АВ не вызывает признак Р
Поскольку причина имеет необходимый характер, заключаем, что S является причиной Р
Например:
1-й случай. Простуда, переутомление, высокое давление вызывают бронхит
|
|
2-й случай. Переутомление и высокое давление не вызывают бронхита
Простуда часто бывает причиной бронхита
4.3. Метод сходства и различия- объединенный метод научной индукции и вид умозаключения, в котором сравниваются не два случая, а две группы случаев. В первой группе выявляется сходство (как в 4.1), а во второй -различие (как в 4.2) между явлениями по причинам, вызывающим определенный признак.
Схема умозаключения по методу сходства и различия
1 -й ряд случаев. 2-й ряд случаев.
ASB вызывает признак Р АВ не вызывает признак Р
FDS вызывает признак Р FD не вызывает признак Р
KSM вызывает признак Р __________ КМ не вызывает признак Р ________
Поскольку то же обстоятельство (S), которое бывает при наличии признака Р, отсутствует при отсутствии признака Р. Заключаем, что данное обстоятельство S является причиной появления признака Р
Подумайте... |
Приведите пример умозаключения по методу сходства и различия.
4.4. Метод сопутствующих изменений- метод научной индукции и вид умозаключения, при котором устанавлива-
ется причинная связь между изменением обстоятельств и изменением признака, возникающего при данных обстоятельствах.
Схема умозаключения по методу сопутствующих изменений
1-й случай. При обстоятельствах ABS возникает признак Р
2-й случай. При изменении одного обстоятельства ABS' изменяется
признак Р' ^
3-й случай. При повторном изменении этого обстоятельства ABS" также
изменяется признак Р"
Заключение: именно обстоятельство S является причиной признака Р
Воспользуемся примером из ранее указанного источника. «Изменяя всякий раз только длину музыкальной струны и сохраняя при этом материал струны, толщину сечения, степень ее натяжения, удается изменить тон звучания»1.
|
|
4.5. Метод остатков - метод научной индукции и вид умозаключения, в котором причина интересующего признака устанавливается через исключение случаев, когда данный признак не возникает. Оставшееся обстоятельство, т. е. обстоятельство, вызывающее явление, считается причиной появления признака.
Схема метода остатков
1-й случай. Ряд обстоятельств ABS вызывает сложное явление CDP 2-й случай. Обстоятельство А вызывает явление С 3-й случай. Обстоятельство В вызывает явление D Заключение: оставшееся обстоятельство S вызывает явление Р
Пример. Органы чувств (у человека их пять) образуют ряд ощущений: зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное и осязательное. Зрительный орган (глаз) вызывает зрительное ощущение; слуховой орган (ухо) - слуховое ощущение; вкусовой орган (рот) вызывает вкусовое ощущение; обонятельный орган (нос) вызывает обонятельное ощущение; значит, последний, периферийный орган чувств вызывает осязательные ощущения.
1 Кобзарь В. И. Основы логических знаний. С. 85.
Кроме индуктивных к недедуктивным выводам относятся также неправильные модусы условно-категорического силлогизма. Например, заключение от истинности следствия к истинности основания:
Если А, то В
В ____________
Следовательно, А
Данный модус является фундаментальной схемой гипотети-ко-дедуктивного умозаключения. Читается так: «Если предположить, что А - истинно, то при этом должно иметь место следствие В. Следствие В есть и это истинно. Значит, А становится более правдоподобным». Например, рассуждая таким образом, была доказана истинность гелиоцентрической системы мира. На языке символической логики этот вывод записывается так: р —q
_S____
Р
В отличие от дедукции индукция
Ошибки индуктивных труднее проверяется. Поэтому спе-
выводов циалисты рекомендуют запомнить
----------------------------- наиболее часто встречающиеся
правдоподобные рассуждения, а также наиболее распространенные ошибки индуктивных рассуждений1:
1. «Поспешное о б о б щ е н и е» - самая распространенная ошибка, связанная с использованием популярной индукции. «Черная кошка - причина неудачной сдачи экзамена», «разбитое зеркало - к несчастью», «все - плохо», «все вы - одинаковы». Эти суждения - плод поспешного обобщения. Или: «Первый троллейбус - № 2», «второй троллейбус - № 2», «третий троллейбус — № 2». «Значит, здесь «ходят» только троллейбусы № 2» - это также поспешное обобщение.
2. «Ошибка ложного основания»- когда в ходе индуктивного рассуждения в качестве посылки берутся ложное суждение или противоречащие друг другу суждения. Так, ошибившись в переводе термина «интернет», некто может
' ПойаД. Математика и правдоподобные рассуждения. М,, 197S.
рассуждать по поводу «интерната». Ложное толкование терминов, неправильное определение, неверные цитаты, искаженные статистические данные и т. д. могут служить посылками в ложном обобщении.
3. «Ошибка ложной причины» (post hoc ergo propter hoc) - когда причина по времени предшествует следствию и случайная последовательность событий может по ошибке приниматься за причинно-следственную связь. «Гости ушли, чуть позднее хозяйка обнаружила пропажу кольца. Если оно украдено, кто мог его взять?»
Итак, индукция широко применяется в повседневной жизни, в науке, культуре и образовании, в сельском хозяйстве и на производстве. Например, определение качества трикотажных изделий, выпечки хлеба, соответствие сигарет стандарту, других видов продукции устанавливается индуктивно (проверяется каждая 10-я булка хлеба, каждая 100-я сигарета и т. д.). Заборы проб воды, экологические тесты, геофизические наблюдения также используют индуктивную форму анализа. Это делает индукцию незаменимой.
|
|
----------------------------- 1 Используя образ Л. Кэрролла о
Подумайте..._______ «вкусных булочках», ответьте, как
__________________ лучше выбирать булочки: «дедук
тивно» или «индуктивно»?
7.3. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ
Умозаключение по аналогии |
Умозаключение по аналогии - тра-дуктивное умозаключение (рассуждение от частного знания к частному), в котором на основании сходства одних признаков предмета делается вывод о сходстве других признаков.
Общая схема умозаключения по аналогии
Предмет М обладает признаками А, В, С, Р Предмет S обладает признаками А, В, С Вероятно, предмет S обладает также признаком Р В основе рассуждения по аналогии лежит сходство между предметами и метод переноса признаков с одного предмета на другой. При этом степень достоверности вывода по аналогии бу-
дет зависеть как от числа сходных признаков (чем больше, тем лучше), так и от их существенности (чем существеннее признак, тем вероятнее правильный вывод).
В логике различают:
аналогию предметов, когда сравниваются признаки предметов. «Дом - как большой муравейник», «вертолет - это большая стрекоза»;
структурную аналогию, когда сходными оказываются структурные признаки. Например: «Печень по структуре напоминает губку»;
функциональную аналогию, когда аналогичными являются принципы действия, функционирования. Например, аналогия кровообращения и инфраструктуры общества;
каузальную (причинно-следственную) аналогию, когда у сравниваемых предметов существует одна и та же причина поступка. Например, аналогичные мотивы разных преступлений, общие предпосылки геофизических явлений.
Ошибка вывода по аналогии называется поспешной аналогией. Она указывает на недостаточность или несущественность общих признаков. Вывод по аналогии лежит в основе моделирования и технического творчества, широко используется в литературе, в исторических описаниях, философских исследованиях, юридической, педагогической и управленческой практике.
|
|
Подумайте... |
На какой вид аналогии указывает популярное изречение: «Аналогич-
_________ ный случай был в Одессе»? О чем
говорит «типичный случаи»? Итак:
> кроме дедуктивных выводов, существуют также индук
тивные и традуктивные умозаключения;
> индуктивные умозаключения есть переход от частных знаний к общему;
> недедуктивные выводы незаменимы во всех сферах мыслительной практики людей;
> главная особенность индукции - вероятностный характер;
> стремление повысить вероятность правдоподобных выводов привело к созданию научной индукции;
> наиболее распространенные виды правдоподобных рассуждений лучше запомнить, как и наиболее типичные ошибки индуктивного вывода;
> умозаключение по аналогии также является разновидностью вероятностного умозаключения. Рассуждения по аналогии широко используются на практике.
Контрольные вопросы