Понятие и значение маржинального анализа

Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный (предельный) анализ,методика ко­торого базируется на изучении соотношения между тремя груп­пами важнейших экономических показателей «издержки — объем производства (реализации) продукции — прибыль» и про­гнозировании критической и оптимальной величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Данный ме­тод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточ­ности или содействия доходу.

Основу этой методики составляет деление операционных за­трат в зависимости от изменения объема деятельности предпри­ятия на переменные (пропорциональные) и постоянные (непро­порциональные) и использование предельных величин.

Предельные (добавочные, дополнительные, маржинальные) величины показывают характер и скорость изменения средних удельных величин исследуемых показателей. Их рассчитывают как разность предыдущих и последующих средних удельных величин, связанных с производством добавочной единицы продукции. В итоге маржинальный анализ позволяет устано­вить, как изменяется средний уровень удельных показателей при увеличении (снижении) объема производства продукции на единицу.

Использование данной методики позволяет:

- более точно исчислить влияние факторов на изменение сум­мы операционных затрат, прибыли и уровня рентабельнос­ти и на этой основе более эффективно управлять процессом формирования и прогнозирования себестоимости продукции и финансовых результатов;

- определить критические уровни объема продаж, переменных затрат на единицу продукции, постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов;

- установить зону безопасности (безубыточности) предприя­тия;

- исчислить необходимый объем продаж для получения задан­ной величины прибыли;

- более точно оценить эффективность производства отдельных видов продукции (услуг) и эффективность работы отдель­ных сегментов предприятия;

- обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, с целью минимизации за­трат и увеличения прибыли.

Проведение маржинального анализа требует соблюдения ряда условий:

- необходимость деления издержек на две части — перемен­ные и постоянные по отношению к динамике объема произ­водства продукции;

- изменение переменных издержек пропорционально объему производства (реализации) продукции;

- отсутствие изменения постоянных издержек в пределах ре­левантного объема производства (реализации) продукции;

- тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени;

- потребность исчисления и использования показателя мар­жи покрытия (маржинальной прибыли).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: