Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный (предельный) анализ,методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей «издержки — объем производства (реализации) продукции — прибыль» и прогнозировании критической и оптимальной величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу.
Основу этой методики составляет деление операционных затрат в зависимости от изменения объема деятельности предприятия на переменные (пропорциональные) и постоянные (непропорциональные) и использование предельных величин.
Предельные (добавочные, дополнительные, маржинальные) величины показывают характер и скорость изменения средних удельных величин исследуемых показателей. Их рассчитывают как разность предыдущих и последующих средних удельных величин, связанных с производством добавочной единицы продукции. В итоге маржинальный анализ позволяет установить, как изменяется средний уровень удельных показателей при увеличении (снижении) объема производства продукции на единицу.
|
|
Использование данной методики позволяет:
- более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы операционных затрат, прибыли и уровня рентабельности и на этой основе более эффективно управлять процессом формирования и прогнозирования себестоимости продукции и финансовых результатов;
- определить критические уровни объема продаж, переменных затрат на единицу продукции, постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов;
- установить зону безопасности (безубыточности) предприятия;
- исчислить необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;
- более точно оценить эффективность производства отдельных видов продукции (услуг) и эффективность работы отдельных сегментов предприятия;
- обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.
Проведение маржинального анализа требует соблюдения ряда условий:
- необходимость деления издержек на две части — переменные и постоянные по отношению к динамике объема производства продукции;
- изменение переменных издержек пропорционально объему производства (реализации) продукции;
- отсутствие изменения постоянных издержек в пределах релевантного объема производства (реализации) продукции;
- тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени;
- потребность исчисления и использования показателя маржи покрытия (маржинальной прибыли).