Методика маржинального анализа себестоимости продукции

Как уже отмечалось, маржинальный анализ позволяет точнее измерить влияние факторов на изменение уровня себестоимос­ти продукции, прибыли и рентабельности и на этой основе вы­рабатывать более эффективную политику управления затратами и финансовыми результатами.

По методике анализа издержек производства, которая тради­ционно применяется на отечественных предприятиях, общая сумма затрат на производство и реализацию продукции рассмат­ривается как функция изменения общего объема выпуска про­дукции ,ее структуры и уровня себестоимости из­делий

Здесь допускается, что все затраты — и постоянные и пере­менные изменяются прямо пропорционально объему производ­ства продукции. В действительности, как видно из рисунка 2.1, со­размерно с объемом выпуска продукции изменяется только пе­ременная часть операционных затрат, сумма постоянных затрат от него не зависит. Поэтому более правильные результаты фак­торного анализа общей суммы затрат будут получены по следу­ющей модели:

По данной модели на фактический объем производства пересчитывается не вся сумма затрат прошлого периода или плана от­четного периода, а только переменная ее часть, что позволяет бо­лее точно исчислить влияние факторов на изменение общей сум­мы затрат и всех производных от нее показателей.

Затратоемкость определяется отношением общей сум­мы затрат на производство и реализацию продукции к стоимо­сти произведенной продукции в текущих ценах:

По первому варианту методики(без деления затрат на посто­янные и переменные) для факторного анализа данного показа­теля используется следующая модель:

Поскольку по этой методике с изменением объема производ­ства продукции пропорционально изменяются числитель и зна­менатель, то этот фактор не оказывает влияния на уровень за­тратоемкости продукции. Затраты на рубль товарной продукции зависят только от структуры продукции, уровня затрат на еди­ницу продукции и отпускных цен.

По второму варианту методики,которая основывается на де­лении затрат на постоянные и переменные, затратоемкость про­дукции зависит от объема производства товарной продукции, ее структуры, изменения удельных переменных, суммы постоян­ных затрат и уровня отпускных цен на продукцию:

Данная модель позволяет установить изменения уровня за­тратоемкости продукции из-за изменения объема ее производ­ства. Чем больше производится продукции на имеющейся про­изводственной мощности предприятия, тем меньше постоянных затрат приходится на рубль продукции. Напротив, при спаде производства повышается издержкоемкость продукции.

Аналогичные преимущества имеет методика маржинального анализа себестоимости отдельных видов продукции.Влияние факторов первого порядка на изменение уровня себестоимости единицы продукции по традиционной методике изучают с по­мощью факторной модели:

где Зi общая сумма затрат на производство i-го вида продук­ции;

— количество произведенной продукции i-го вида. При расчете влияния факторов по данной модели предпола­гается, что объем выпуска продукции и затраты изменяются сами по себе, независимо друг от друга, и что все затраты на единицу продукции находятся в обратно пропорциональной за­висимости с объемом производства продукции. В действитель­ности же, как видно на рисунке 2.2, с увеличением (уменьшением) объема производства изменяются только постоянные затраты на единицу продукции, переменные затраты при этом остаются на том же уровне.

Отсюда факторная модель себестоимости единицы продук­ции по методике маржинального анализа выглядит следующим образом:

гдеСi — полная себестоимость единицы i-го вида продукции;

— сумма постоянных затрат, отнесенная на i-й вид продукции;

объем выпуска i-го вида продукции в физических еди­ницах;

bi -сумма переменных затрат на единицу i-го вида продук­ции (усеченная себестоимость продукции).

Преимущество данной модели состоит в том, что она позво­ляет видеть, насколько велика сумма постоянных затрат, какую долю они занимают в себестоимости изделия и как изменяется их уровень в зависимости от объема выпуска продукции.

Таким образом, методика маржинального анализа, основанная на делении затрат на постоянные и переменные, имеет очень боль­шое значение в анализе, планировании и прогнозировании себе­стоимости продукции. Внедрение ее на отечественных предприя­тиях позволит более эффективно управлять процессом формирова­ния себестоимости и финансовых результатов на микроуровне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: