Процедура проведения обследования

Методика «Родительское сочинение» рекомендуется к исполь­зованию на этапе диагностики и сбора анамнестических данных в процессе возрастно-психологического консультирования. Сами со­чинения родителей могут быть весьма продуктивно использованы на этапах собственно коррекционной работы для контроля дина­мики изменения родительской позиции и оценки эффективности такой работы. Необходимым условием, предваряющим предьявление родителю задания, является установление эмоционально' позитивных, доверительных отношений с психологом на основе безоценочного эмпатического принятия клиента и создания ат­мосферы безопасности.

При интерпретации полученных данных следует учитывать, что диагностическую ценность полученного материала существенно ограничивают недостаточный культурно-образовательный и ин­теллектуальный уровень клиента, и в первую очередь уровень раз­вития его письменной речи и способности к рефлексии. Тем не менее даже в этих случаях родительское сочинение может стать важным источником диагностической информации, конечно, при условии не формального, а заинтересованного отношения клиен­та к выполнению задания.

Базовыми темами родительского сочинения являются темы от­крытого типа — «Мой ребенок» и «Я как родитель». В зависимости от целей обследования и степени готовности родителя к выпол­нению задания формулировка тем может быть изменена в направ­лении большей конкретизации. Так, например, для уточнения ис­тории развития ребенка родителю может быть предложена тема «История жизни моего ребенка». Для анализа развития и измене­ния родительского отношения и родительской позиции — тема «История моего материнства (отцовства)», для выявления ценно­стно-смысловых установок и целей воспитания полезна формули­ровка темы «Каким я хочу видеть (вырастить) моего ребенка».

Темы «Что мне нравится и что не нравится в моем ребенке», «Что я разрешаю и что запрещаю моему ребенку» позволяют кон­кретизировать систему требований и запретов, предъявляемых ре­бенку, систему контроля, реализуемую родителем, оценить эф­фективность системы воспитания. В ряде случаев весьма продук­тивным с точки зрения последующей коррекционной работы ока­зывается следующий простой прием: лист делится на две полови­ны вертикальной чертой, левая — то, что нравится в ребенке (что ему разрешаю), правая — то, что не нравится (или то, что запре­щаю). Соотношение левой и правой колонок наглядно объективи­рует, какую позицию занимает родитель в отношении ребенка: принимающе-разрешительную, либерально-попустительскую, от­вергающую, отвергающе-запретительную и т.д. В процессе выпол­нения задания родители вдруг часто совершенно неожиданно для себя открывают особенности своего поведения по отношению к Ребенку и понимают необходимость его изменения. Таким обра­зом, решение о целесообразности поиска новых стратегий и тактик воспитания, необходимости работы над собой не навязывается Родителю психологом «сверху», а становится продуктом само­деятельного зрелого решения родителя. Если темой сочинения является позиция родителя, его воспитательские установки и методы, то могут быть предложены такие формулировки темы, как «Что мне нравится и не нравится в себе как в родителе» и «Что я хотел бы изменить в себе как в родителе».

Материалы таких сочинений используются в дальнейшей коррекционной работе с родителями для анализа обоснованности и конструктивности семейного воспитания, выявления «слабых мест» и совместной выработки новых подходов к воспитанию для целе­направленной коррекции родительской позиции.

Время написания сочинения не ограничивается. Сочинение может быть написано как дома, так и во время ожидания родите­лем ребенка, проходящего психологическое обследование. В по­следнем случае необходимо обеспечить родителю подходящие ус­ловия для работы: изолированное помещение, тишину, отсутствие отвлекающих факторов, достаточное время и проч. В случаях, ког­да жалобы родителей и реальные проблемы ребенка связаны с дисгармоничностью типа семейного воспитания и нарушением детско-родительских отношений, крайне желательно проведение методики «Родительское сочинение» с обоими родителями, а также с фактическими воспитателями ребенка в семье.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: