Родительское сочинение «История жизни моего ребенка»

Несмотря на то что на сегодняшний день в зарубежной и оте­чественной психологии уже накоплен значительный арсенал ме­тодик, практические психологи все еще испытывают острую по­требность в средствах диагностики детско-родительских отноше­ний «на полюсе родителя». Принцип стереоскопичности диагноза как один из важнейших принципов психологического консульти­рования применительно к изучению детско-родительских отно­шений означает, что эти отношения должны быть представлены как с позиции ребенка, так и с позиции каждого из родителей [Лидере А. Г., 1991]. Методика «Родительское сочинение» предо­ставляет превосходную возможность увидеть эти отношения гла­зами родителя.

Методика «Родительское сочинение» представляет одну из наи­более информативных и достаточно надежных техник, позволяю­щих успешно решать задачу диагностики особенностей родитель­ской позиции и типа семейного воспитания, выявить особенно­сти восприятия и переживания родителем характера отношений и взаимодействия с ребенком. Хотя указанная методика достаточно часто используется в практике семейного и возрастно-психологического консультирования [Спиваковская А. С, 1988; Захаров А. И., 2000; и др.], ее более широкому распространению препятствует Недостаточная разработанность основных параметров контент-анализа родительского сочинения. Проективный характер методики требует от пользователя высокой профессиональной культуры квалификации при интерпретации полученных данных.

Е.И.Захарова и О.А.Карабанова попытались систематизиро­вать и обобщить основные параметры психологического анализа родительского сочинения и выделить схему составления психоло­гического заключения по результатам проективной методики. Пред­ложенная схема анализа разработана с опорой на уже имеющиеся техники подобной интерпретации и обобщает собственный опыт использования автором данных проективного родительского со­чинения в практике консультирования родителей по вопросам раз­вития и воспитания детей.

Методика «Родительское сочинение» позволяет решить следу­ющие задачи:

1) выявить особенности родительской позиции автора сочине­ния и реализуемый им тип семейного воспитания;

2) собрать дополнительную анамнестическую информацию, позволяющую более полно реконструировать историю развития ребенка;

3) получить описание проблем развития ребенка глазами ро­дителя, выявить зоны конфликтности в детско-родительском взаи­модействии, определить особенности локуса контроля родителя, объективировать в письменном виде жалобу и запрос родителя к консультанту.

Огромным достоинством методики «Родительское сочинение» является ее значительный коррекционный потенциал. Материалы сочинений — первый шаг в рефлексии родителем проблем воспи­тания ребенка, в их осознании и понимании, фундамент для по­строения новой системы общения и взаимодействия с ребенком. Кроме того, «Родительское сочинение», как и любая проектив­ная методика, позволяет выявить личностные особенности само­го родителя, что обеспечивает более высокую эффективность про­граммы психологической коррекции, учитывающей особенности родителя при выборе стратегии и тактики реализации системы психолого-педагогических рекомендаций, при определении фор­мы и характера работы с родителями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: