Схема составления психологического анамнеза, по Г. В. Бурменской

Данная схема строится по возрастному принципу (за исключе­нием трех первых разделов, включающих сведения общего харак­тера).

1. Анкетные данные ребенка и основные сведения о семье. Дата рождения и точный возраст на момент обследования ребенка. Полный состав семьи с указанием возраста, образования и харак­тера работы всех членов семьи, а также родственников или других лиц, реально участвующих в воспитании ребенка. Изменения в составе семьи с момента рождения ребенка. Общие сведения о жилищных, материальных и бытовых условиях жизни семьи (при наличии неблагоприятных обстоятельств здесь и далее необходи­ма более подробная их характеристика).

2. Особенности перинатального периода развития ребенка. Общие сведения об условиях развития до и после рождения. Наличие фак­торов риска в состоянии здоровья матери и ребенка. (При подо­зрении на наличие органических или иных нарушений, находя­щихся в компетенции медиков, психолог должен получить меди­цинское заключение; соответственно сведения относительно ме­дицинской части анамнеза собираются врачом.)

3. Состояние здоровья ребенка к моменту обследования и перене­сенные заболевания. Наличие травм и операций, хронических или частых заболеваний. Случаи госпитализации. Постановка на учет у психоневролога или других специалистов. Особенности сна и пи­тания с момента рождения.

4. Где и кем воспитывался ребенок, начиная с рождения! Кто уха­живал за ним на протяжении первых двух лет жизни? Помещение ребенка в ясли, детский сад или другие детские учреждения (указать сроки и тип учреждения, например круглосуточные или дневные специальные—логопедические, для детей с неврологичес­кими заболеваниями и др.). Как ребенок привыкал к детским учреждениям, как складывались отношения с детьми, были ли жалобы воспитателей? Были ли резкие перемены в обстановке, в которой рос ребенок (например, переезды), частые или длитель­ные разлуки с родителями? Реакция на них ребенка.

5. Развитие в младенчестве и раннем возрасте (до трех лет вклю­чительно). Особенности развития моторики. Сроки появления ос­новных сенсомоторных реакций: когда начал сидеть, стоять, хо­дить и др. Общий эмоциональный тон. Развитие речи: сроки появ­ления первых слов, фраз, активность речевого общения. Актив­ность в освоении окружающего, любопытство. Отношение к близ­ким и незнакомым взрослым. Овладение предметными действия­ми (когда научился самостоятельно есть, одеваться). Сроки фор­мирования навыков самообслуживания. Когда и как приучили к опрятности? Проявления самостоятельности, настойчивости. Ка­кие трудности наблюдались в поведении? Любимые занятия и игры.

6. Развитие ребенка в дошкольном возрасте. Любимые занятия. В какие игры и с кем любит играть? Любит ли рисовать, с какого возраста, что? Любит ли слушать сказки, заучивать стихи, смот­реть телевизионные передачи? Умеет ли читать, когда и как, по чьей инициативе научился? Как развит физически? Какая рука является ведущей? Имеются ли домашние обязанности? Практи­куются ли совместные формы деятельности ребенка со взрослы­ми? Отношения со сверстниками. Отношения с членами семьи. Типичные конфликты, их частота. Наказания и поощрения со сто­роны взрослых. Актуальные запреты. Особенности характера. По­сещает ли какие-либо кружки, студии, секции, имеет ли какие-либо специальные занятия? Как проводит досуг? Ранние прояв­ления способностей к музыке, рисованию и т.д. Проявляет ли инициативу, в чем? Отмечаются ли страхи или какие-либо другие нежелательные проявления?

7. Развитие ребенка в младшем школьном возрасте. В каком возра­сте поступил в школу? Легко ли адаптировался к школьной жиз­ни? Тип посещаемого учебного заведения (спецшкола, интернат и т.д.). Посещает ли группу продленного дня? Была ли смена шко­лы, класса, если да, то по какой причине? Успеваемость: люби­мые и нелюбимые предметы. Выполнение домашних заданий. От­ношения с одноклассниками (дружеские, конфликтные и т.д.). Отношения с учителями. Участие в общественной жизни школы. Наличие внешкольных занятий и увлечений (кружки, спортив­ные секции и т.д.), круг общения вне школы. Степень самостоя­тельности. Обязанности по дому. Место игр, телевидения и чтения в досуге ребенка. Наиболее типичные конфликты.

8. Развитие в предподростковом и подростковом возрасте. Физи­ческое развитие. Особенности перехода к среднему звену школы-Изменения в поведении и интересах. Особенности взаимоотно­шений в семье. Как проявляются тенденции к самостоятельности и взрослости? Формы общения со сверстниками, проведение досуга, участие в неформальных организациях.

9. Что еще, с точки зрения родителей, важно отметить в исто­рии жизни ребенка?

Г. В. Бурменская подчеркивает, что приведенный перечень воп­росов для составления истории развития ребенка является не бо­лее чем схемой, отдельные пункты которой подлежат существен­ной конкретизации в зависимости от многих условий: характера жалоб родителей, индивидуальных особенностей обстановки (на­пример, близнецовой ситуации или наличия в семье нескольких детей разного возраста и т.д.). Более подробно особенности и при­меры сбора психологического анамнеза описаны в книге «Возрастно-психологический подход к консультированию детей и под­ростков» [Бурменская Г. В. и др., 2002].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: