1. Детством называется период развития, когда активно усваиваются ба
зовые элементы социального опыта до достижения субъектом соци
альной и психологической зрелости.
2. Детство — категория историческая. Мы можем говорить только о дет
стве данного ребенка, живущего в данную эпоху, в данных социальных
условиях, хотя есть и общие черты с другими поколениями.
3. Детство возникает тогда, когда ребенка нельзя непосредственно вклю
чить в систему общественного воспроизводства, поскольку он еще не
может овладеть орудиями труда в силу их сложности. Из-за усложне
ния орудий труда появляется необходимость выделения длительного
процесса овладения ими, превращающегося в самостоятельную дея
тельность.
4. Д. Б. Эльконин описал два парадокса детства. Первый: человек, появ
ляясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами
для поддержания жизни, у него нет почти никаких готовых форм пове
дения, хотя по физическому строению, организации нервной системы,
по типам деятельности и способам ее регуляции человек— наиболее
совершенное существо в природе. Второй парадокс: за тысячелетия
человеческий опыт увеличился во много тысяч раз, за это время ново
рожденный ребенок практически не изменился.
* «Конвенция о правах ребенка», принятая ЮНЕСКО в 1989 г. и ратифицированная большинством стран мира, направлена на обеспечение полноценного развития личности ребенка в каждом уголке Земли.