Конкурентоспособность – сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку совокупности качественных и экономических параметров относительно выявленных требований рынка (эталона, образца) или свойствами другого товара. При этом считается, что для потребителей главным является выполнение след. Условий: Эр = р/с
Где: Эр – эффективность потребления
Р – полезная эффективность
С – полные затраты на приобретение.
Для оценки конкурентоспособности товара производителю необходимо определить внутреннюю структуру Р и С, рассчитать величины каждого их элемента и целенаправленно выбрав определенную стратегию влиять на них, максимизируя показатель конкурентоспособности (К). Полезный эффект (Р) каждого товара описывается своим набором качественных параметров, которые называют потребительскими. Потребительские параметры делятся на 2 вида: жестки е и мягкие Жесткие параметры – описывают важнейшие функции товара и связанные с ним основные характеристики, изменения, а тем более замена которых может осуществляться в определенных, относительно жестких пределах, заданных конструктивными принципами изделия. Мягкие параметры – характеризуют эстетические свойства товаров. В настоящее время, когда рынок заполнен разнообразными товарами, возрастает значение товаров с мягкими параметрами, придающими товарам определенную привлекательность. Количественно определив все известные параметры изделия, можно перейти к их сопоставлению с параметрами образца. Степень соответствия изделия эталону можно выразить как процентное отношение, имея в виду, что параметры эталона соответствуют полному удовлетворению потребности. Для этого нужно построить соответствующий параметрический индекс: Ji = Pi / Pi0 (i =1.....n),
|
|
Где Pi – значение iго потребительского параметра оцениваемого товара
Pi0 - значение iго потребительского параметра оцениваемого товара образца.
Оценка степени удовлетворения покупателя потребительскими свойствами изделия может быть произведена с помощью свободного параметрического индекса. (jp)
n
Jp = ∑ ai * ji (i=1,....n), где n – число количественно определенных анализируемых
i=1 потребительских параметров
ai - вес i го параметра,выявленный раннее группой экспертов
ji - параметрический индекс i го параметра
Как правило Ji и Jp не должны значительно превышать 100%, т.к. потребность, удовлетворенная более чем на 100% - это абсурд, а в данном случае, не учитываемая потребителем экономически нецелесообразная растрата ресурсов.
После расчета параметрических индексов и веса для каждого экономического параметра можно определить сводный индекс конкурентоспособности по экономическим параметрам.
|
|
m
Jc= ∑ ai * ji (i=1,...m), где m – число анализируемых экономических параметров
i=1 ai - вес i го параметра
ji - параметрический индекс i го параметра
ji = ci / ci0 (i=1,...m), где ci – значение i го экономического параметра
ci0 - значение i го экономического параметра образца
На основе сводных индексов конкурентоспособности по потребительским и экономическим параметрам строится общий показатель уровня конкурентоспособности изделия по отношению к образцу, отражающий различие между ними в потребительском эффекте, приходящемся на единицу затрат.
К= Jp/ Jc
Если К>1, то анализируемое изделие превосходит по конкурентоспособности образец.
Если К<1 – уступает, Если К= 1, то находится на одинаковом уровне.