Характеристика рынка в зависимости от конкуренции

Конкуренция может быть ценовой и неценовой. При ценовой конкуренции продавец может изменять цену товаров или услуг, регулируя объем продаж. При неценовой конкуренции продавец прибегает к различным приемам, средствам привлечения покупателей, не связанным с изменением цены, например качество продукта, реклама, условия продажи, торговые знаки и клейма. Иногда имеет место нечестная конкуренция. Соперники фирмы могут быть устранены и вступление новых конкурентов заблокировано посредством агрессивных жестких действий: нелестные отзывы о продукции конкурента, давление на поставщиков ресурсов и банки чтобы отказывали в поставке ресурсов и кредите, переманивание ведущего персонала, резкое снижение цен задуманное чтобы довести до банкротства конкурентов.

2. Анализ конкуренции – это важнейшее направление исследования рынка, цель которого уточнить положение фирмы на рынке, выяснить привлекательность рынка и стратегию в области производства и сбыта. Прежде всего положение фирмы зависит от общехозяйственной конъюнктуры (конъюнктура характеризует состояние рынка на данном этапе: подъем деловой активности или спад). Очень сложный характер структуры современной экономики, многочисленные взаимосвязи, взаимное влияние на развитие отдельных секторов усложняет анализ и прогноз конъюнктуры. Неблагоприятная конъюнктура в одной из отраслей может оказать существенное влияние на развитие смежных отраслей. Рассматривая рынок прежде всего изучают состояние спроса. Следующая не менее важная сторона характеризуется денежными доходами населения и их распределением. Денежные доходы по источникам делятся на: заработная плата, предпринимательский доход, выплата из общественных фондов в виде пособий, стипендий, пенсий, личное подсобное хозяйство. Распределение доходов зависит от величины дохода на каждого члена семьи и уровня цен на товары и различного рода услуги. Чем ниже доход тем большая его часть тратится на товары первой необходимости и меньшая на товары длительного пользования. На спрос населения так же влияет: природно-климатические условия жизни, степень обеспеченности продуктами за счет личного хозяйства, мода и предпочтения, связанные с местными обычаями и традициями, достигнутый уровень обеспеченности одеждой, обувью бытовыми товарами, развитие туризма и отдыха. Каждый из указанных выше факторов оказывает определенное влияние на развитие спроса. Образуется общий спрос, следствием которого является предложение и цена.

Следующим объектом исследования рынка является фирмы конкуренты. Изучение конкурентов дает информацию о положении на рынке. Такую информацию можно почерпнуть из официальных данных о фирмах, публикациях СМИ, статистических отчетах и т.д. В процессе анализа исследуют следующие факторы: численность и сравнительная мощность конкурентных фирм (объекты продаж и объекты прибыли), степень диверсификации (распыление капитала в рамках отрасли), изменение спроса, динамика производства рынка, издержки, переключение заказчика с одного поставщика на других, различие в стратегии конкурентов на данном рынке.

Возможность поглощения рынком конкретного товара отражает емкость рынка. Емкость рынка характеризуется объемом продаж определенного товара в течение какого-либо периода времени. Потенциальная емкость рынка характеризуется спросом + величина скрытого спроса, поэтому может отличаться от реальной. Емкость рынка может оцениваться:

- со стороны спроса: Ер = n *p * g где n – число покупателей данной продукции.

p – средняя цена товара

g – число покупок данного товара покупателем.

- Со стороны предложения: Ер = П + И - Э – З где П- объем внутреннего производства

И- объем импорта,

Э – объем экспорта

З – изменение объемов запасов

Рыночная доля фирмы определяется на основе сопоставления объемов продаж конкретного товара различными фирмами.

Насыщенность рынка Нр (%) – показатель, который определяется отношением числа потребителей уже купивших товар Пт, к общему числу потребителей П

Нр = Пт

П



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: