Закон синергии: свойства организации больше суммы качеств ее составляющих

В организациях данный закон проявляется в том, что в результате объединения людей в единую организацию появляется новая сущность -организованное единство, ранее не наблюдаемое и способное получать иные результаты деятельности, нежели объединившиеся лица по отдельности. Сложение их организационных, деловых и личностных потенциалов, авторитета и ресурсов способно сформировать новую действенную общность. В любом случае, в результате появления новой организации формируются новые качества, ранее объединяющимся лицам не присущие.

Для всех организаций свойственен синергетический эффект -появление новых свойств и качеств в результате системной интеграции. Появление организаций связано именно с синергетическим эффектом, он является предпосылкой, технологической основой формирования новых организованных общностей.

Наиболее четко синергетический эффект проявляется в продукте организации - в том явлении, который никак не может появиться без данной социальной системы.

2. Закон инновации: организация всегда осуществляет
нововведения.

В организациях инновационный процесс осуществляется постоянно. Игнорирование необходимости нововведений приводит к скорой смерти или поглощению организации. При этом инновация должна отражать изменения не только внутренней, но и внешней среды, а также приспосабливать организацию «играть на опережение». Важной составляющей инновационной политики является отражение изменений различных составляющих конъюнктуры -социально-экономических особенностей, а также факторов общественного настроения, моды и технологий. «Подстраивание» организации под факторы конъюнктуры не должно стирать «лица» организации. В каждой изменившейся ситуации организация должна уметь найти свои темы и представить адекватные им собственные продукты.

Законы формы

3. Закон формации: форма организации определяется строением ее
связей.

Данный закон устанавливает для организаций зависимость организационной формы от характера взаимоотношений внутри организации. Например, если организация лидерская, то в ней ярко выражены отношения «руководитель-подчиненный», что, в свою очередь, скорее всего, предопределяет иерархический характер данной организации. Соответственно, если организация сформировывается в результате соглашения нескольких равноправных партнеров и отношения изначально горизонтально ориентированные, то велика вероятность того, что организация выберет организационную форму органического характера.

4. Закон композиции: цель частного в организации является
подцелью общего.

Данный закон устанавливает в организациях объективность декомпозиции миссии и главной цели организации и построения ее дерева целей. Необходимо отметить важность и прямую зависимость строения организации от целей, которые она перед собой ставит. Например, нельзя стать лидером с своей отрасли, не достигнув ряда необходимых результатов, связанных с целями более низкого уровня: создание дееспособной команды, тотальное использование технологических новинок, построение адекватной организационной структуры и др. Законы содержания

5. Закон соответствия: свойства организации соответствуют
качествам ее составляющих.

Данный закон является продолжением закона синергии. Организация, с одной стороны, проявляет качества, не свойственные вошедшим в нее элементам, а с другой, безусловно, связана с данными элементами, и ее свойства в той или иной степени основываются на характеристиках элементов. Наиболее ярким примером может служить отраслевая составляющая организации, когда невозможно построить, например, транспортную организацию, если специалисты той или иной организации всегда занимались строительством. И дело здесь не только в технологии, но в организации производства.

6. Закон информатизации: развитие организации определяется
информацией.

Как уже неоднократно говорилось, современная, в том числе производственная, деятельность носит информационный характер, и организация в XXI веке во многом является воплощением информационных ценностей. Соответственно, развитие организации базируется, в том числе, на новом содержании, новых идеях и ценностях. Не стоит говорить, что современная организация живет информационными кампаниями, частной формой которых являются PR и реклама.

Законы взаимосвязи

7. Закон единства: единство анализа и синтеза объективно.
Анализ в общем понимании этой категории - это процесс разложения

общего на частные составляющие. Синтез, соответственно, - объединение частных разрозненных элементов в общее единое целое.

Данный закон предопределяет объективное единство и взаимодополнение этих двух процессов в организации.

В организации данный закон проявляется, например, в построении дерева целей, когда производится анализ миссии и главной цели. При этом управленческая деятельность осуществляется синтетично, то есть через достижение целей самого низкого уровня с переходом на более высокие уровни. Достигнув результатов низового звена, мы обеспечиваем результативность более высокого звена и так до самого высшего уровня - до достижения главной цели и реализации миссии организации. Аналогично формируется дерево решений - аналитически, от общего к частному, а реализация данных решений - синтетически, от простого к сложному. Также в организации циркулирует информация: от руководителя к подчиненным и наоборот.

8. Закон итерации: чем больше составляющих, тем сложнее
организация.

Данный закон предопределяет для организации множественность связей и отношений, увеличивающихся в геометрической прогрессии по мере усложнения организации, увеличения числа ее элементов, добавления новых уровней в иерархию. Рост организации оказывает влияние на повышение ее авторитета в социально-экономических отношениях, на увеличение числа партнеров и, потенциально, на рост капитализации. При этом увеличение организации усложняет процесс ее управления и ставит перед руководством новые управленческие и производственные задачи.

Законы взаимодействия

9. Закон онтогенеза: жизненный цикл организации объективен по
стадиям: возникновение, становление, развитие, стагнация, разложение,
ликвидация.

Рис. 10.2. Этапы жизненного цикла организации

Жизненный цикл организации - это совокупность предсказуемых изменений в организации с определенной последовательностью состояний в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла организации, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходит организация, и что переходы от одного этапа к другому являются объективными и предсказуемыми, а не случайными [14]. Такими основными этапами в жизни организации являются: возникновение, становление, развитие, стагнация, разложение, ликвидация (рис. 10.2, табл. 10.1).

Таблица 10.1
Содержание этапов жизненного цикла организации ____

Наименование этапа жизненного цикла Содержание этапа жизненного цикла
Возникновение 1. Создание инициативной группы организации из потенциальных партнеров 2. Разработка миссии и направлений деятельности организации 3. Привлечение первичных финансовых ресурсов 4. Прохождение юридической процедуры создания и регистрации 5. Привлечение специалистов к работе в организации и др.
Становление 1. Заключение договоров с потенциальными партнерами 2. Приобретение или аренда производственных площадей 3. Изучение отрасли, конкурентов, проведение маркетинговых исследований 4. Обозначение своего места в экономическом пространстве 5. Разработка и продвижение первых продуктов и др.
Развитие 1. Бесперебойное производство продуктов организации 2. Функционирование каналов продвижение продуктов 3. Постоянное обновление производства и постоянная инновационная активность организации 4. Реализация конкурентных преимуществ организации 5. Претензия на лидерство в отрасли и др.
Стагнация 1. Присутствие в отрасли 2. Использование проверенных продуктов и отработанных каналов их продвижения 3. Традиционное позиционирование в качестве одного из лидеров отрасли 4. Постепенное снижение интереса к организации со стороны партнеров и общественности 5. Отторжение частей организации и отсоединение отдельных структурных подразделений и др.
Разложение 1. Массовый отказ партнеров от сотрудничества 2. Производство традиционной продукции, которая не всегда пользуется спросом 3. Активизация конкурентов, претендующих на данную нишу 4. Соперничество со стороны вчерашних партнеров 5. Появление проблем с функционированием организации
Ликвидация 1. Деградация продуктов организации 2. Увольнения сотрудников 3. Финансовые убытки 4. Распродажа имущества 5. Юридическая ликвидация через реорганизацию или ликвидацию и др.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: