Типология корпоративных культур

Исследования показывают, что многие люди идут на компромисс с собственными моральными стандартами под воздействием условий, существующих в организации, в которой они работают. Важное место при этом занимает система ценностей, регулирующая этические от­ношения в данной организации, которую называют корпоративной этикой.

Корпоративная этика в отличие от универсальной обусловлена осо­бенностями деятельности и целями данной организации, а также ис­торически сложившимися стереотипами поведения в данной организа­ции. Она является частью более широкой нормативной системы, так называемой корпоративной культуры. Последняя включает не только этические, но и другие ценности, а также убеждения, ритуалы, симво­лы. Какие мифы живут на предприятии, какие истории и легенды рас­сказываются, какие события особенно выделяются церемониями, ка­кие ритуалы существуют, что они означают, что скрывается за постоянно возвращающимися символами, кто оказывает решающее влияние, кто передает традиции, что выражает язык, какие выражения типичны, для чего существуют безмолвные символы — вот только некоторые вопросы, относящиеся к корпоративной культуре.

В любой организации существуют неписаные, часто явно невыра­женные нормы и взаимные ожидания, которые оказывают сильное влияние на поведение коллектива. Предприятия, подобно отдельным людям, управляются различными движущими силами, в том числе стра­хами, табу и частично иррациональными механизмами действий, о которых не говорят, которые едва ли осознаются работниками, осо­бенно при длительной работе на предприятии, но которые при более внимательном рассмотрении имеют огромное воздействие. Никому не приходит в голову, что он мог бы что-то делать не так, как он это делает.

Для того чтобы верно оценить особенности ценностной ориента­ции данной организации, необходимо ясно представлять себе типо-


' Риск
Инвестиционная культура Культура выгодных сделок
Административная культура Культура торговли

Обратная Рис. 4. Типология корпоративных культур

Источник. РюттингерР. Культура предпринимательства. М., 1992.

В данной схеме используются два фактора, оказывающих на ку/ ру сильное опосредованное влияние: риск (насколько объектив! субъективно содержат риск те или иные решения и конкретные ствия) и обратная связь (как скоро выяснится, правильным ли (принятое решение). В соответствии с этими критериями различают дующие виды культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: