Эволюция концепции социальной ответственности бизнеса

Американский историк Э. Лейтон-мл. относит зарождение конце! ции социальной ответственности бизнеса к концу XIX—началу XX Первоначальное распространение она получила в среде американсю инженеров, видевших в демонстрации "большого чувства социальж ответственности" путь к повышению социального престижа своей пр> фессии. Через некоторое время указанную концепцию начали связ! вать с бизнесом. В 20-х годах в американских деловых кругах широю распространение получила концепция "служения", согласно котор(фирмы должны иметь и другие цели, кроме "делания денег". Деятел ность ради этих целей, не имеющих отношения к прибыли, была объ динена одним понятием — "служение".

Концепция "служения" оказалась недолговечной (по причине к;

ее недостаточной ясности и проработанности, так и сложного экон

мического положения в конце 20-х годов) и постепенно утратила свс

популярность в деловых кругах. В последующие два десятилетия на см

ну ей приходит концепция "социальной ответственности", снача.

имевшая преимущественно теоретический характер, а после втор(

мировой войны распространившаяся и в деловых кругах./'Основу совр

менного подхода к социальной ответственности корпораций заложи.

опубликованная в 1953 г. книга американского экономиста Г. Боуэ:

"Социальная ответственность бизнесмена", где автор сформулиров

доктрину социальной ответственности как обязанность бизнесменов пр

водить ту политику, принимать те решения и следовать тем направл

ниям деятельности, которые желательны с точки зрения целей и це

ностей общества.

Во многих отношениях понятие корпоративной социальной о ветственности является мостом между макро- и микроуровнем прин тия этических решений. В экономической теории решения на уров. фирмы принято относить к микроуровню (микроэкономика), но в эти бизнеса вполне обоснованно их рассмотрение на некотором промеж точном уровне. Это связано с тем, что, как правило, важную роль


 

Лекция 8. Корпоративная социальная ответственность

штии и поддержании корпоративной социальной ответственности 1ет государство (в зависимости, конечно, от того, как понимать поративную социальную ответственность). И наоборот: решения фир-касаюшиеся социальных проблем, могут в определенных случаях ять на государственную политику. Более того, в области социальной!тственности часто наблюдается своего рода "демонстрационный >ект". Другими словами, какая-нибудь фирма действует столь дос-чым образом, что создает определенную этическую тенденцию, ко-эй следуют другие. Так, фирма Johnson and Johnson мгновенно отре-эовала на случаи отравления "Тайленолом", одним из своих ицинских препаратов, в Чикаго, объявив запрет на его использова-в масштабе страны. Это способствовало установлению более высо-) уровня ответственности за продукцию в других фармацевтических паниях. Следовательно, представляется оправданным рассматривать юративную социальную ответственность как своего рода мост между ро- и микроуровнем принятия этических решений. Эдин из самых дискутируемых вопросов в этике бизнеса — вопрос м, являются ли корпорации морально ответственными субъектами, ши словами, должен ли бизнес стремиться к чему-либо, кроме химизации прибыли. Есть ли у бизнеса обязанности перед обще-м, такие, например, как обеспечение занятости, устранение дис-иинации, недопущение загрязнения окружающей среды и т. п.? В шальной литературе эта проблема была названа проблемой корпора-чой социальной ответственности.

Социальная ответственность в отличие от юридической подразуме-определенный уровень добровольного отклика на социальные про-1Ы со стороны организаций. Этот отклик имеет место по отноше-к тому, что лежит вне требований, определяемых законом или пирующими органами, или же сверх этих требований. К проявле- л социально ответственного поведения относятся: благотворитель-ъ; развитие корпорациями социальных программ, направленных оддержку местного сообщества; дополнительное (т. е. сверх преду-•ренного законом) информирование заинтересованных лиц о про-;ии компании; добровольное снятие своей продукции в случае ее южной опасности для потребителя и др.

8 июля 1984 г. в один из ресторанов McDonald's в мексиканском дке Сан-Исидро, расположенном на американско-мексиканской ице, ворвался вооруженный человек. Он открыл огонь по посети-м, персоналу и случайным прохожим. Прежде, чем его удалось обез-.ить, преступник успел застрелить 21 человека. Корпорация onald's незамедлительно отреагировала на это чрезвычайное собы-на несколько дней была повсеместно приостановлена рекламная 1ания, был немедленно внесен 1 млн. долл. в фонд жертв трагедии.


Эволюция концепции социальной ответственности бизнеса

Высшее руководство компании вылетело в Сан-Исидро и лично при­сутствовало на похоронах погибших. Было решено закрыть этот ресто­ран и безвозмездно передать городу принадлежащие компании сосед­ние территории. Через некоторое время на этом месте возник парк. Социально ответственное поведение корпорации существенно повы­сило ее имидж и привело к тому, что ее имя перестали ассоциировать с трагедией в Мексике, а сама компания показала себя образцом этич­ного поведения в сложной ситуации.

Колумбийский университет (США) учредил премию за достижения фирм в области социально ответственного поведения. Среди обладате­лей этой почетной награды — фирма Levy Strauss, крупнейший в мире производитель одежды, на 140 предприятиях которой во всем мире тру­дятся около 44 тыс. человек. Фирма выделяет 2,4% своего дохода на благотворительные цели. Значительная часть этой суммы идет на соци­альные программы в тех местностях, в которых фирма ведет свои опе­рации. К последним относятся, например, создание организаций, по­могающих испаноязычным американцам в штате Нью-Мексико; организация сиротского приюта в Аргентине; бурение скважин и по­ставка насосов для филиппинской рыбацкой деревни в целях обеспече­ния жителей питьевой водой; создание добровольных отрядов меди­цинской помощи, а также общественных клиник в ряде городов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: