Отношения между корпорациями и потребителями

Эта проблема в этике бизнеса поднимается наиболее часто. В конеч-)м счете любой член общества — потребитель, и данная проблема ряду с проблемой государственного регулирования бизнеса и про­емами взаимодействий внутри корпорации (между управляющими и равляемыми, работниками и работодателями) является одной ии иболее старых проблем этики бизнеса.

Отношения между корпорациями и потребителями определяются шком, который соединяет их обоюдовыгодными отношениями. В ко чном счете хотя бизнес и волен желать получить в результате своей ятельности максимально высокую прибыль, его деятельность будет пешной только в том случае, когда он дает потребителям то, что они гят. Продукция не будет продана, если она не будет соответствовать требительским стандартам или на нее назначена неприемлемая цени.

Система отношений между бизнесом и потребителями, однако, будет leuiHo работать при выполнении двух условий: 1) если потребитель лучает достаточно адекватную и точную информацию о продукции, ем чтобы он мог принять обоснованное решение; 2) если потреби (ь свободен в выборе того, что он хотел бы купить.

Одна из основных проблем в этой системе отношений — безопас-зть продукции и соответствие ее характеристик и функций цели и шачению ее создания. В этом случае требования деонтической и ути-гаристской этики совпадают: избегай вреда, оберегай жизнь и здо }ье, благосостояние потребителя.

Корпорации должны обеспечивать безопасность своей продукции, "чшать стандарты контроля качества, внешнего вида продукции, е» ючих характеристик, а также контроля за процессом производств)дукции, соблюдения технологии ее изготовления. Как показывай 1ктика, в рыночной системе, когда в отношения вступают произгю


дитель, продавец (посредник) и потребитель, защита интересов по­требителя достаточно сложна. Она осуществима в случаях, когда про­изводитель или продавец, не дорожа репутацией своей фирмы, пред­лагает потребителю некачественный товар, не выполняющий своего назначения, с просроченным сроком хранения. Однако, производя качественную в целом продукцию, производитель чаще всего предпо­читает умалчивать о потенциальных опасностях конструкции своей про­дукции или возможных опасностях, которые могут появиться в про­цессе ее эксплуатации. Информацию об этом потребитель получит только тогда, когда столкнется с этими недостатками.

В этом случае велика роль самих граждан и обществ потребителей в проверке ими качества и безопасности продукции и доведения инфор­мации до широких слоев общества. Например, компания Husbrough, продававшая опасные для детей военные игрушки, под нажимом об­щественности была вынуждена прекратить их производство.

В современном мире движение потребителей в защиту своих прав приобрело широкий размах. В странах с развитой рыночной экономи­кой различные потребители выступают на рынке не разобщенно и изо­лированно, а как организованная масса. Методы и механизмы, исполь­зуемые этим движением, весьма многообразны: различного рода издания (в нашей стране к ним относятся журналы "Спрос", "Впрок", "Де­нежка"), реклама, проведение консультаций потребителей, независи­мые экспертизы товаров, предъявление исков на некачественные това­ры и услуги. Под давлением этого общественного движения в большинстве государств приняты специальные законы о защите прав потребителей. На основе установившейся практики Генеральная Ас­самблея ООН в 1985 г. разработала Руководящие принципы для защиты прав потребителей в следующих целях:

• содействовать странам в борьбе с вредной деловой практикой пред­
принимательства на национальном и международном уровнях,
которая отрицательно сказывается на потребителях;

• поощрять создание рыночных условий, предоставляющих потре­
бителям больший выбор при более низких ценах;

• поощрять высокий уровень этических норм поведения тех, кто
связан с производством и распределением товаров и услуг для
потребителей.

Впервые права потребителей были сформулированы в 1961 г. в США. II 70-е годы опыт развития движения потребителей позволил дать их расширенную трактовку. В настоящее время в мировой практике к их правам относят следующие ("Семь прав потребителей").

1. Право выбирать товар для удовлетворения своих основных по­требностей в условиях достаточного разнообразия предложений


188 Лекция 9. Проблемы макроэтики

по конкурентным ценам и при ограничении какого-либо моно­польного воздействия на потребителя.

2. Право на безопасность товаров и их функционирование в точном
соответствии с предложением продавца (производителя).

3. Право на информированность о наиболее важных свойствах това­
ров, способах продажи, гарантиях и т. п., помогающее потреби­
телю сделать разумный выбор или принять решение.

4. Право на защиту от недоброкачественных товаров и возмещение
ущерба, связанного с их использованием.

5. Право быть выслушанным и получить поддержку при защите своих
интересов от государственных и общественных органов.

6. Право на потребительское просвещение, т. е. приобретение все­
сторонних знаний и навыков, облегчающих потребителю приня­
тие решения о приобретении.

7. Право на здоровую окружающую среду, не представляющую уг­
розы достойной и здоровой жизни нынешнего и грядущих поко­
лений.

Защита основных прав потребителей в нашей стране обеспечивает • ся Законом РФ "О защите прав потребителей", деятельностью Гос­стандарта РФ, Министерства РФ по антимонопольной политике и под держке предпринимательства, организациями потребителей, которые объединены в Федерацию обществ потребителей.

Велика здесь и роль государства. Оно должно совершенствовать зако нодательство о целью защиты интересов потребителей, а также осущо ствлять контроль за его выполнением при помощи специальных комис сии и администраций. Так, в США большую роль играют Комиссия по безопасности продуктов потребления, Федеральная торговая комиссии, Администрация по делам продуктов питания и лекарств, Национальная компания по делам дорожного движения. Последняя, например, реглп-ментирует, кроме всего прочего, характеристики, обеспечивающие бо зопасность движения, которые должен иметь любой автомобиль. Комис­сия по безопасности продуктов потребления имеет право проверки кмк любых потребительских товаров, так и операций по их изготовлению, и даже проверки процедур по установлению безопасности, которым уж» подвергался этот товар.

Кроме того, необходимо отметить, что проблема безопасности и качества продукции имеет и еще один аспект: от выпуска фирмами конкурентоспособных, качественных товаров зависит престиж страны на мировом рынке. Правительство присуждает лучшим из лучших про изводителей специальные награды, знаки отличия. Так, в США:яп президентские награды "Е" и "E-star" за выдающиеся успехи в экспор те продукции. В странах ЕС после проверки продукции на ее качество и


1НЧ

Отношения между корпорациями и потребителями

безопасность фирма имеет право выпускать ее со знаком "СЕ", кото­рый символизирует соответствие изделия нормам ЕС, в том числе тре­бованиям безопасности.

Другая, не менее важная проблема моральных норм — реклама. Рек­лама очень важна в процессе соревнования между фирмами и для фор­мирования потребностей потенциальных покупателей. Одна из непос­редственных целей рекламы — предоставление точной информации потребителю о свойствах и назначении продукции. Здесь встает пробле­ма "реальности", точности, правдивости этой информации, проблем* преувеличенной, "дутой" рекламы (puffery). Когда потребитель встреча­ет рекламу типа "Колгейт — зубная паста номер один в мире", «Вием "Старая хартия" содержит в своей ледяной глубине мир лета», «Виск1 "Старая хартия" — последняя ступень к тому, чтобы стать сильно{ личностью», он не воспринимает ее буквально. Это псевдоправда, ут> верждение, сделанное как если бы оно было правдой, но не имеюще< своей целью абсолютное соответствие действительности, не требую щее доказательств, безоговорочной веры. Безвредное на первый взгля; преувеличение имеет своим следствием, однако, возникновение мо ральных проблем. Потребитель так и не получает точной информации а тем самым не имеет возможности свободного, обоснованного, ра зумного выбора.

Журнал "Денежка" Международной конфедерации обществ потре бителей в девятом номере за 1999 г. сообщил о рекламе сотовых теле фонов фирмы "Сонет": "$350 = телефон + подключение + первы 43 200 минут". Казалось бы, беспрецедентно выгодное предложение Оказалось, что, заплатив за телефон и подключение 350 долл., покупа тель все-таки не сможет разговаривать следующие несколько лет бес платно. В рекламе в действительности подразумевалось, что потребител может бесплатно разговаривать по сотовой сети "Сонет" в течение меся ца со дня покупки контракта, так как в месяце ровно 43 200 мину Естественно, большинство людей поняли рекламу совершенно иначе.

Моральный долг корпораций — говорить в рекламе правду о свое продукции, не вводить в заблуждение потребителей, преувеличивая е положительные стороны, не рекламировать продукцию заведомо неке чественную и даже опасную.

Деонтическая этика формулирует еще одну важную моральную прс блему, связанную с рекламой, — проблему манипулирования потр«бителем, навязывания ему того, что ему в действительности не нужж создания у него потребностей и желаний, которые в процессе но{ мальной реальной жизни не могли возникнуть. Потребитель рассма: ривается как инструмент для получения выгоды, как средство, а не ка цель, при этом не уважаются его интересы. Кроме того, таким образо потребляются блага частные, не существенные в действительности


Г



Лекция 9. Проблемы макроэтики


Корпорации и инвесторы




остаются в стороне действительные общественные блага, которые но рекламируются.

Необходимо отметить, что в системе отношений корпораций и по­требителей присутствует совершенно особый элемент. В современных условиях существуют корпорации, деятельность которых изначально направлена на благо общества, на удовлетворение его нужд, такие, например, как больницы или университеты. Будучи субъектами рыноч­ной экономики со всеми вытекающими из этого правами и обязанно^ стями, они должны осуществлять безубыточную, приносящую прибыль деятельность. Тем не менее основная их задача не получение прибыли, а помощь обществу и целевое направление полученной прибыли ни лучшее удовлетворение запросов общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: