Они многообразны. В настоящее время наблюдается интенсивный процесс объединения корпораций со всеми вытекающими отсюда по-:ледствиями, в том числе и моральными, среди которых выделяется иоральный аспект проблемы контроля "материнскими" корпорация ли "дочерних". Должен ли контроль осуществляться в виде тотальною зуководства со стороны вышестоящей компании или "дочерняя" кор юрация должна иметь определенную свободу? Если верно последнее, гасколько далеко может простираться эта свобода? С одной стороны, •т "дочерней" корпорации требуется беспрекословное послушание, ыполнение указаний вышестоящей компании, с другой — все возмож:ые варианты ситуации сверху просчитать зачастую невозможно и ни-состоящая корпорация должна проявлять разумную инициативу, во.ч-южно даже нарушение прямых указаний ради получения стратегической ыгоды.
При рассмотрении этой проблемы представители деонтической эти-и делают особый акцент на свободе и ответственности любой корпо-шии, разумности ее руководства, отстаивая моральное право корпо-шии на свободу решения. Представители этики утилитаризм» редпочитают рассматривать отдельные ситуации, руководствуясь мс-щологией расчета выгод и затрат.
|
|
Не менее важна и другая проблема. Между независимыми кор фациями, действующими в одной и той же сфере бизнеса, нею-окна конкуренция, в процессе которой возникают разнообразные
моральные проблемы. Одной из наиболее серьезных является моральная проблема выбора средств, для того чтобы одержать победу над конкурентом, в том числе таких, казалось бы, не опасных на первый взгляд для морали, как снижение цены продукции ниже ее себестоимости или понижение заработной платы для снижения себестоимости. Экономические меры имеют, однако, оборотную — моральную — сторону.
Предприниматели в подобных ситуациях чаще всего руководствуются этикой утилитаризма, когда совершение определенного рода действий в процессе конкурентной борьбы вполне оправданно. Хотя эти действия могут нанести вред конкуренту, но в то же время достигается определенный положительный результат (выгоды для своей компании, акционеров или ее наемных работников).
Теснейшим образом с моральной проблемой выбора средств связана проблема конкуренции: до какой степени она может продолжаться и насколько далеко может зайти, чтобы не были нарушены моральные нормы и принципы, принятые в обществе?
В качестве хрестоматийного может быть приведен пример соревнования между компанией Bercky Photo и широко известной Eastman Kodak Company. Последняя пыталась монополизировать рынок любительских фотоаппаратов, и без того уже владея 80% рынка. Не проводя широкой рекламной кампании, Kodak выбросила на рынок большое количество фотоаппаратов, рассчитанных на новую фотопленку. Определенное время фотоаппараты такого типа могла продавать только Kodak, так как подобного товара больше никто не мог предложить. Фотокамеры компании Bercky Photo не раскупались, вследствие чего ей был нанесен большой убыток.
|
|
Один из представителей деонтической этики — Д. Брейбрук, приводя этот пример в книге "Этика в мире бизнеса" (1983), подчеркивает, что фирмы, будучи конкурентами, не должны забывать о том, что они являются членами одного общества и потому должны уважать друг друга, не ущемлять прав других.