Взаимоотношения между корпорациями

Они многообразны. В настоящее время наблюдается интенсивный процесс объединения корпораций со всеми вытекающими отсюда по-:ледствиями, в том числе и моральными, среди которых выделяется иоральный аспект проблемы контроля "материнскими" корпорация ли "дочерних". Должен ли контроль осуществляться в виде тотальною зуководства со стороны вышестоящей компании или "дочерняя" кор юрация должна иметь определенную свободу? Если верно последнее, гасколько далеко может простираться эта свобода? С одной стороны, •т "дочерней" корпорации требуется беспрекословное послушание, ыполнение указаний вышестоящей компании, с другой — все возмож:ые варианты ситуации сверху просчитать зачастую невозможно и ни-состоящая корпорация должна проявлять разумную инициативу, во.ч-южно даже нарушение прямых указаний ради получения стратегической ыгоды.

При рассмотрении этой проблемы представители деонтической эти-и делают особый акцент на свободе и ответственности любой корпо-шии, разумности ее руководства, отстаивая моральное право корпо-шии на свободу решения. Представители этики утилитаризм» редпочитают рассматривать отдельные ситуации, руководствуясь мс-щологией расчета выгод и затрат.

Не менее важна и другая проблема. Между независимыми кор фациями, действующими в одной и той же сфере бизнеса, нею-окна конкуренция, в процессе которой возникают разнообразные


моральные проблемы. Одной из наиболее серьезных является мораль­ная проблема выбора средств, для того чтобы одержать победу над конкурентом, в том числе таких, казалось бы, не опасных на первый взгляд для морали, как снижение цены продукции ниже ее себестои­мости или понижение заработной платы для снижения себестоимос­ти. Экономические меры имеют, однако, оборотную — моральную — сторону.

Предприниматели в подобных ситуациях чаще всего руководствуются этикой утилитаризма, когда совершение определенного рода действий в процессе конкурентной борьбы вполне оправданно. Хотя эти дей­ствия могут нанести вред конкуренту, но в то же время достигается определенный положительный результат (выгоды для своей компании, акционеров или ее наемных работников).

Теснейшим образом с моральной проблемой выбора средств связа­на проблема конкуренции: до какой степени она может продолжаться и насколько далеко может зайти, чтобы не были нарушены моральные нормы и принципы, принятые в обществе?

В качестве хрестоматийного может быть приведен пример соревно­вания между компанией Bercky Photo и широко известной Eastman Kodak Company. Последняя пыталась монополизировать рынок любительских фотоаппаратов, и без того уже владея 80% рынка. Не проводя широкой рекламной кампании, Kodak выбросила на рынок большое количество фотоаппаратов, рассчитанных на новую фотопленку. Определенное время фотоаппараты такого типа могла продавать только Kodak, так как по­добного товара больше никто не мог предложить. Фотокамеры компа­нии Bercky Photo не раскупались, вследствие чего ей был нанесен боль­шой убыток.

Один из представителей деонтической этики — Д. Брейбрук, при­водя этот пример в книге "Этика в мире бизнеса" (1983), подчеркива­ет, что фирмы, будучи конкурентами, не должны забывать о том, что они являются членами одного общества и потому должны уважать друг друга, не ущемлять прав других.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: