Помимо всех других обязательств компания должна помнить о оно ей ответственности перед инвесторами. Из множества существующих способов обмана инвесторов основная их часть распадается на две кн-тегории: манипулирование инвестициями и нечестное использование прибылей или активов, приводящее к уменьшению законных доходов инвесторов.
Во всем мире ежегодно десятки тысяч людей становятся жертвами манипуляций с инвестициями. По подсчетам специалистов, соблазни» шись обещаниями высокой прибыли, люди каждый год вкладываю! более 1 млрд. долл. в несуществующие нефтеразработки, грандиозны! "дутые" проекты и т. п. Самое известное надувательство с инвестициями носит название "афера Понци". Последняя сводится к тому, чти первые инвесторы получают выплаты из денег, полученных от более поздних инвесторов. Всем хорошо известна история с "МММ", кото-рая является как раз такого рода мошенничеством. Впрочем, и государ* ство иногда не чурается в замаскированной форме использовать аналогичные схемы, примером чему является история с ГКО.
|
|
Руководство компании может также злоупотреблять инвестиции» ми, используя доходы и ресурсы для личного обогащения. Менеджеры применяют много способов косвенного получения денег, которые по праву принадлежат акционерам. Наиболее часто употребляемый способ — мошеннические операции со статьями расходов. Другой общепринятый ход — завышение счета с последующей дележкой ра.'шн цы между завышенной и реальной суммой счета с поставщиком. Пи-конец, существует практика продажи секретов компании конкурсшу или использования внутрифирменной информации для игры на фон новой бирже.
В последние годы в зарубежной печати часто появляются сообщения о торговле внутренней информацией, т. е. об использовании информации, полученной работником компании благодаря его служебному положению, для извлечения прибыли от колебания цен на акции. Предположим, вы работаете бухгалтером в крупной корпорации и знаете, что компания собирается сообщить акционерам о значительных внезапных потерях. Когда эта новость станет известна всем, цена акций вашей компании, безусловно, упадет. Вы можете защитить себя, продав свои акции до того, как новость получит огласку. Естественно, об этом никто может не узнать. Правильным ли будет ваш поступок с этической точки зрения? Подумайте о людях, которые купят ваши акции: безусловно, они ничего не знают о близком падении цен на акции. Фактически вы обманываете их. Кроме того, будет ли честно получать прибыль, когда другие держатели акций, которые являются реальными владельцами компании, хотя и не принимают участия в повседневном управлении, будут лишены такой возможности?