Возникновение социометрии

Социометрический метод, равно как и все творчество Морено, явился результатом осмысления феноменов, столь обыденных, что они едва ли обратили бы на себя внимание менее беспристрастного в обращении с факта­ми исследователя. Подобно остальным разработанным Морено методам, социометрия обязана своим возникно­вением его умению удивляться и характерному для мореновского мышления высотному полету, породившему у него стремление постичь суть всех непонятных явлений в их всеобъемлющем значении. Так и жил с этой внутренней установкой молодой врач Якоб Морено Леви, когда в конце первой мировой войны ему было поручено оказывать медицинскую помощь боль­ным в лагере беженцев Миттерндорфе неподалеку от Ве­ны. Хотя изгнанные со своей родины южнотирольские крестьяне находились там в одинаково неблагоприятных внешних условиях, тем не менее Морено был поражен, насколько по-разному были выражены у них недуги, не­редко проявлявшиеся в вегетативных симптомах, кото­рые сегодня мы бы назвали психосоматическими. Он на­блюдал, что более благополучные из беженцев делили, как правило, свои бараки с родными, старыми знакомыми или новыми друзьями, тогда как в хибарах его постоян­ных пациентов в порядке вещей были раздражение, натя­нутые отношения и склоки. Обладая живым воображени­ем, Морено «увидел», как туда и сюда растекаются пото­ки симпатии и антипатии между лагерниками, и уже тогда у него сложилось убеждение, что контроль над этими си­лами позволил бы облегчить участь находящихся в лагере людей. Однако его обращение к компетентным властям с предложением о перегруппировке беженцев в лагере так и не было услышано (86).

Впечатления, которые произвели на Морено челове­ческие отношения в лагере беженцев, продолжали зани­мать его и после войны. Работая в лагере, он не только осознал важность социальных отношений, у него сфор­мировалось также представление о «социальной вселен­ной» (86), которая, как он полагал, должна подчиняться таким же эмпирически исследуемым силам и законам, что и физическая и биологическая вселенные. Исследо­вать эти силы, поэкспериментировать с ними, постичь глубинную сущность социальной вселенной и описать ее, причем не только снаружи, как это делает классическая социология, — все это стало целью его последующих размышлений. Здесь мы намерены проследить за нова­торской работой Морено только в области социометрии. Уже в Миттерндорфе ему стала очевидной действенность симпатии и антипатии как мощных сил в социальной сфере. Однако эти понятия казались ему для научных целей слишком неопределенными и затасканными. Но не соответствовали ли симпатии и антипатии другие, более общие силы, которые равным образом можно было бы обнаружить в биологической и физической вселенных? Морено сумел ответить на свой вопрос положительно: это силы притяжения и отталкивания. Они должны были, по его мнению, иметь для социальной структуры такое же значение, что и для структуры созвездия или молекулы. Каким же образом можно было бы включить их в социальный эксперимент, так чтобы они не потеря­ли своей содержательности, и каким образом можно бы­ло бы организовать этот эксперимент, так чтобы на его результат не повлияли предположения экспериментатора или иные артефакты исследования? Старый социологи­ческий метод наблюдения и описания Морено считал не­пригодным. Кроме того, ему претило низводить людей до объектов исследования и экспериментировать с ними как с подопытными животными. Стало быть, проблема заключалась не в организации эксперимента, а в реорга­низации традиционных методов исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: