Пространство, как и время, относится к универсальным жизненным основам. Представить себе без пространства физическую или телесную структуру, течение событий было бы невозможно. Важное значение в пространстве имеют не только его количественные размеры, но и качественные различия. В первую очередь они определяются силой тяготения и одинаково воспринимаются всеми людьми с момента их рождения. Мы осознанно различаем верх и низ, движения, совпадающие и не совпадающие с силой тяготения, например падение, опрокидывание, хождение, вставание, взлет, полет и т.д. Все наше тело связано с пространственными данностями мира, хотя это и не дано нам в переживании! Наиболее отчетливо это выражено в нашем двигательном аппарате вплоть до микроскопической костной структуры и системе кровообращения. Если в психотерапии человек должен пониматься целостно, в его природном «бытии в мире», то, само собой разумеется, должно конкретно учитываться и его жизненное пространство, «social space». И с антропологических, и с терапевтических позиций Морено считает обязательным включение пространства в терапевтическую процедуру. Поэтому пространство играет в психодраме совершенно особую роль. Место действия, будь то улица, комната или транспортное средство, не только описывается протагонистом перед каждой сценой, но и «организуется» на психодраматической сцене, то есть благодаря воображению переносится в настоящее.
|
|
Во время психодраматического действия протагонист указывает каждому партнеру и каждому предмету его специфическое, скоординированное со временем местоположение. Ни одна сцена не разыгрывается в вакууме — она всегда разыгрывается в соответствующем ей воображаемом пространстве, в «психологическом или социологическом пространстве» протагониста (97).
Этому факту в основном мы обязаны реалистичностью воспроизведения, возможно, уже забытых ситуаций и жизненностью психодрамы.
К примеру, может быть так, что изображенное в психодраме событие вызывает у протагониста ассоциацию с тем или иным чувством из своего детства, допустим с пристрастием к какому-нибудь определенному блюду. Он вспоминает то давно минувшее время, хочет о нем рассказать, но при всем желании не может вспомнить уже ни одной конкретной ситуации. Может, он страдает забывчивостью? Оказывает бессознательное сопротивление? Может быть, его детские воспоминания и в самом деле вытеснены? Что бы ни было причиной этих пробелов в памяти, для психодрамотерапевта они не являются чем-то существенным. Он знает, что его клиент, помещенный обратно в пространство своего детства, несомненно, это пространство узнает. В роли протагониста он отмерит его шагами на сцене. Его телесное чувство «ощутит» это пространство в определенном углу стола, за которым долгие годы обедала его семья. Ему по-прежнему не припоминается ни одна сцена. Тем не менее он как нечто само собою разумеющееся садится на свое место за круглым воображаемым столом. Справа на стуле рядом с собой он сразу ощущает мать, слева — младшего брата. Он «видит» отца, сидящего напротив. И вот он уже знает, что отец вскоре встанет, пересечет комнату и усядется с сигарой в кресле на балконе. Вдруг протагонист говорит: «Особенно хорошо бывало всякий раз, когда отец, сидя в кресле, звал меня к себе». Ведущий психодрамы просит протагониста подобрать одного из членов группы на роль отца, и вот уже выбранный партнер усаживается в кресло и подзывает к себе сына. Благодаря передаче ощущения пространства моментально приводится в движение сцена, имеющая важное значение для отношения протагониста к своему отцу в прошлом и будущем.
|
|
Особое значение в психодраме имеет пространственное переживание дополнительной реальности (Surplus-reality), то есть фантазий, представлений, сновидений и кататимных образов. Форма и цвет, высота и глубина, заполненность или пустота, интимность или некомфортность воображаемого протагонистом пространства, а также характер его движений в нем переживаются конкретно и в своем феноменологическом значении говорят сами за себя. Это значение вытекает из одинаковых для всех людей физических задатков, обеспечивающих возможность воспринимать пространство и позволяющих проявлять ее в гравитационном поле Земли. Начиная с раннего детства, с первой психической вселенной, различные виды пространственного опыта, в равной степени присущие всем людям, сопровождаются соответствующими психическими коррелятами, например скакание от удовольствия, замирание от ужаса, привставание от чувства легкости и т.д. Когда во второй психической вселенной происходит расщепление переживания на переживание внешней реальности и переживание мира представлений, нередко доходящее до отщепления чувств от переживания реальности, это расщепление отчасти нивелируется лишь в протекающем на бессознательном уровне сновидении и прочих психических состояниях, аналогичных тем, что пережились в первой вселенной на стадии вселенской реальности. Хотя эмоции и не переживаются совместно с корреспондирующим действием в пространстве и реальности, тем не менее они привязываются к соответствующему образу в рамках целостного восприятия мира. Только в третьей психической вселенной расщепление переживания преодолевается благодаря новому, сознательному, эмпатическому переживанию реалий космоса. В процессе познания конкретный опыт пространства, природы, то есть реальности, как отмечал уже Леонардо да Винчи (см. с. 122), сопровождается интенсивными чувствами, а мысли и чувства — соответствующими им образами эмоционально насыщенного восприятия реальности.
Психодрамотерапевт извлекает пользу из этих отношений. Он дает возможность протагонисту на сцене пережить образ пространства психодраматической игры вместе с соответствующими ему реальными действиями, причем данные чувства возникают как бы сами собой.