Реальность

Реальность — это элемент конкретного бытия; спон­танность и креативность, равно как и наши мысли и чув­ства, проявляются в ней в качестве мира. Если это не так, то блокированная креативность вызывает психиче­ские расстройства, которые Морено объединяет в поня­тии «невроз креативности» (96). Целью психодраматиче­ской терапии является высвобождение блокированных чувств и мыслей и перевод их в действие. Чтобы добить­ся этого, одного только понимания и слов недостаточно. Поэтому Морено стремился к терапии в реальности, in situ, то есть на месте конфликта или в сфере имеющихся реальных возможностей и препятствий. Как же это осу­ществляется в психотерапии? Если уж самого пациента в большинстве случаев нельзя было подвергнуть терапии в его реальном окружении, то в еще большей степени это относилось к работе с оставшимися в далеком прошлом причинами и ирреальными фантазиями по поводу буду­щего. И все же лечение без действия с самого начала ка­залось Морено сомнительным. Даже если ему, как тера­певту, жизненное пространство пациента было недоступ­но, он должен был хотя бы найти путь, который позволил бы пациенту действовать во врачебном кабинете. Без подходящего для действия пространства не может, одна­ко, совершиться ни одно действие. В этой дилемме Мо­рено обратился за помощью к человеческой способности воображения. Она позволяет пациенту, оказавшемуся в практическом пространстве врача или консультанта, не только описывать свое реальное жизненное пространство и свое реальное жизненное сообщество, но и наглядно представить его в воображении и изобразить. На сцене места действия конфликта люди, вовлеченные в него, во­ображаются, пространство для действия — соответству­ющим образом организуется: здесь — hie et nunc — со­образно представлениям клиента стоит, например, пись­менный стол начальника, там, в углу, — скамейка для посетителей, у стены — канцелярский шкаф, рядом с дверью — сейф, в котором хранятся патенты и планы особых проектов. Описывая предметы и обозначая их жестами или, возможно, заменяя их несколькими стуль­ями и маленьким столиком, он уже видит восседающего за письменным столом своего начальника, который его притесняет. Чтобы возникла активная терапевтическая дискуссия, тот тоже должен быть как можно более ре­альным. Поэтому Морено подменяет его одним из чле­нов группы, который благодаря постоянному обмену ро­лями с клиентом во время психодраматического пред­ставления характерной ситуации начинает все лучше изображать поведение шефа. Таким образом клиент как главный исполнитель, или протагонист, в психодраме не только теоретически полемизирует с различными людь­ми, которые его окружают, но и общается с ними, слов­но они реальны, а не просто изображены. В действитель­ности же они полуреальны. Полуреальность (93) пси­ходрамы обеспечивает близкое к действительности вос­произведение прошедших событий и реалистичное изо­бражение в психодраматическом действии, переживае­мом в настоящем, фантазий о будущем. Если терапия па­циента in situ невозможна или не всегда показана, то благодаря тому, что пациент обладает возможностью ре­ально действовать в полуреальности, терапевтический процесс в психодраме все-таки может оказаться чрезвы­чайно близким к реальности.

Впсиходрамотерапии реальность жизненных обстоя­тельств, межчеловеческих отношений клиента и отноше­ния к собственному телу никогда не приносится вжерт­ву чисто теоретическим рассуждениям или неторопливо­му построению и утомительному разрушению неясных отношений переноса между клиентом и терапевтом, то есть ирреальным отношениям. Совершенно наоборот, взащитных рамках полуреальности психодрамы клиент должен постоянно конфронтировать и активно полеми­зировать со своими воображаемыми, то есть полуреаль­ными, собеседниками, своими социальными и професси­ональными отношениями, равно как и со своей телесной реальностью. Кроме того, фантазии, страхи и желания-представления могут быть подвергнуты так называемой психодраматической проверке на реальность (96). На­пример, компенсаторное представление молодого челове­ка, измученного комплексами неполноценности, может выражаться вего вере всвое высокое предназначение. Это представление может быть подвергнуто проверке на реальность следующим образом: в ситуации hie et nunc, то есть тут же на психодраматической сцене, юноша дол­жен попытаться перевести его в действие. Если вопреки сопротивлению он сумеет осуществить свои представле­ния на сцене, то тем легче будет ему утвердиться с ними в жизни. Если же это ему не удастся, то благодаря при­обретенному при проверке на реальность опыту он, воз­можно, увидит, сколь заносчив он в своих представлени­ях, и откажется от них в пользу более реалистичных планов на будущее. В первом случае проверка на реаль­ность, возможно, предохранит его от невроза креативно­сти, во втором случае — от маниакального развития. При некоторых отклонениях проверка на реальность приносит более быстрые результаты, чем психоанализ или ориентированная только на прошлое раскрывающая психодрамотерапия. Достигаемое с помощью двух по­следних методов понимание этиологии психического на­рушения дополняется достигаемым при проверке на ре­альность видением возможностей его реального преодо­ления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: