Групповой катарсис отчасти является обсервационным. Однако он отличается от последнего экзистенциальным участием всех членов группы в психодраме протагониста как члена группы. Говоря о разнице между групповым катарсисом и обсервационным, следует иметь в виду еще одно отличие воздействия психодрамы от воздействия драмы в театре.
Благодаря театральному катарсису, который всегда является обсервационным, драматическое действие затрагивает зрителей как индивидов, составляющих более или менее анонимную массу людей, публику. Судьба фиктивного героя, человеческого прототипа, потрясает отдельных зрителей одновременно. Однако подлинная судьба данного актера остается для них неизвестной. Актеры и публика пребывают в состоянии анонимности. Театральный катарсис — это совместно приобретенный опыт, но не опыт общности.
И наоборот, групповой катарсис (96) в психодраме — это опыт сообщества, возникающий благодаря содействию и сопереживанию участников группы подлинной судьбе реального члена группы. Ему принадлежит особая роль в лечении психотических больных и по этому поводу упоминается Морено следующим образом:
«Особенно при лечении психотических лиц психодрама добилась удивительных результатов благодаря своего рода лю6овному катарсису, катарсису, проистекающему из соприкосновения с аналогично страдающими людьми" (93).