Акциональный катарсис

Результаты предыдущих театрально -эксперименталь­ных и психодраматических исследований побудили Мо­рено разграничить обсервационный катарсис как обще­известную форму катарсиса, и акциональный катарсис который, во всяком случае в нашей культурной среде в качестве катарсиса осознанно не рассматривается. К та­кому психодраматическому рассмотрению психокатарси­са ведут, как пишет Морено, два пути:

«Один путь ведет от греческой драмы к современ­ной узаконенной драме и вместе с тем к универсально­му признанию аристотелевского понятия катарсиса Другой путь идет от религий Востока. В этих религи­ях святой, чтобы стать Спасителем, должен действо­вать, то есть осуществить идеал религии в своей жиз­ни. В греческой же драме духовное очищение являлось процессом, происходящим в зрителе, «пассивным катарсисам». В религиозном переживании процесс очище­ния происходит в самом индивиде, его собственная жизнь становится всеобщей драмой. Это «активный катарсис». В греческой драме процесс осуществления изображается на сцене в символической фигуре. Актёр не идентифицируется с героем, он его просто играет. В религиозном протагонисте процесс происходит субъ­ективно, то есть в живой персоне того, кто стремит­ся к катарсису. Пассивный и активный или эстетиче­ский и этический катарсисы здесь противопоставлены друг другу. Из Древней Греции мы сохранили драму и сцену, тогда как от Ближнего Востока переняли принцип осуществления катарсиса в самом конкретном че­ловеке" (93).

Согласно мореновскому анализу катарсиса, катарсис психодрамы — это прежде всего акциональный катарсис актеров. Обсервационный катарсис зрителей — это эф­фект психодрамы, желаемый, так сказать, лишь во вто­рую очередь. Морено подчеркивает, что при акциональном катарсисе, в отличие от театра, речь идет не о катарсисе, в отличие от театра, речь идет не о катарсисе Personae dramatis \Драматическая маска {лат.) — Прим. ред.\ в рамках заранее подготовленного представления, а о катарсисе спонтанного протагони­ста в психодраме его жизни, в которой он в спонтанном действии сам порождает Personae dramatis иодновремен­но освобождается из ее плена.

Если акционально-катартический процесс в психодра­ме вызывается интеракциями в ходе общения, то управ­ляется он спонтанными мыслями протагониста, которые регулируются ведущим психодрамы. Этот процесс экзи­стенциально сопереживается и до известной степени раз­деляется всей группой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: