Внешнеторговая политика государства: содержание, цели и формы. Протекционизм и его последствия. Внешнеторговая политика России

Основными регулирующими механизмами национальной экономики являются: 1) рыночное регулирование (саморегулирование экономики, т.е. ее регулирование на основе законов рынка). 2) корпоративное регулирование, т.е. регулирующее воздействие на экономические процессы (фирм, монополий и крупных корпораций). 3) ГРЭ – воздействие государства на все процессы и явления экономической жизни в целях получения желаемых результатов. Внешнеэкономическая политика государства (ВЭПГ) – целенаправленная система мер и действий государств и его институтов по формированию, использованию и регулированию всех форм внешнеэкономических связей в целях защиты национальных интересов, обеспечения всех форм национальной безопасности, укрепление политического, экономического, социального потенциала, активного и эффективного участия в системе международных отношений. Главная цель ВЭПГ – создание благоприятных условий всем своим субъектам для выгодного использования МРТ. Внешнеэкономическая политика состоит из нескольких основных частей: внешнеторговой политики (политики в области экспорта и импорта товаров и услуг); регулирования движения капитала (политики по привлечению иностранных инвестиций и осуществлению вложений за рубежом); валютно-кредитной политики (валютной политики, регулирования международных долговых вопросов, регулирования иностранных инвестиций); политики в области международной миграции трудовых ресурсов.

Это основные составляющие внешнеэкономической политики, которые служат предметом ее реализации. Кроме того, ВЭПГ включает в сферу своего внимания участие страны в решении таких актуальных проблем мирового хозяйства на наднациональном уровне, как вопросы институционального устройства мировой экономики, интеграционных объединений, многостороннего регулирования международных экономических отношений. Все направления внешнеэкономической политики находятся в тесной взаимозависимости, проводятся в соответствии с общими принципами и целями, а в более широком плане отражают условия хозяйствования в стране. Как правило, ВЭПГ направлена на решение актуальных задач и достижение определенных целей. В общем виде основными целями являются обеспечение выгодных для страны и ее хозяйственных субъектов условий торговли и кредитования, беспрепятственного выхода на внешние рынки, недопущение различных дискриминационных мер в отношении национальных производителей, равноправное и взаимовыгодное участие в международных организациях. В зависимости от конкретных особенностей национальной экономики цели внешнеэкономической политики государства могут быть представлены следующим образом: обеспечение экономической безопасности страны за счет получения надежных диверсифицированных источников сырья, продовольствия, энергоресурсов; получение доступа к новейшим технологиям и защита интеллектуальной собственности национальных производителей; привлечение иностранных инвестиций в приоритетные отрасли и борьба с оттоком капитала; регулирование миграции трудовых ресурсов.

К группе основных внутренних факторов следует отнести: уровень развития и структуру производственных сил страны; состояние природных ресурсов и климатических условий; количественный и структурный баланс внутреннего производства и потребления или, другими словами, количественную и структурную характеристику внутреннего рынка; валютно-финансовое положение страны; количественный и профессиональный состав экономически активного населения.

С учетом перечисленных выше внутренних факторов формируется внешнеэкономическая политика (ВЭП) самого общего уровня, обусловленная общенациональными интересами страны. Можно выделить внешнеэкономическая политика государства еще двух уровней:

Регионального уровня, когда общие принципы этого уровня должна вестись с учетом конкретных правовых и экономических условий взаимодействия РФ с региональными политическими и союзами стран: СНГ, ЕС, АТЭС и др. Разработка ВЭП этого уровня должна вестись с учетом международной политической и экономической ситуации, а также обязательств государства, вытекающих из участия его в международных соглашениях и договорах. Странового уровня, когда учитываются особенности всего комплекса взаимоотношений с каждой конкретной страной. т.е. вся совокупность внешних факторов (взаимодополняемость экономики РФ и экономики рассматриваемой страны; уровень развития производственных сил страны и их структура; экономическая и социально-политическая ситуация в стране; объем и структура внутреннего производства и потребление состояние платежного баланса рассматриваемой страны; особенности финансово-кредитных отношений РФ с этой страной; особенности правового регулирования ВЭД страны (режим ВЭД), включая наличие обязательств, вытекающих из ее участия в международных соглашениях и договорах). Результаты анализа всех перечисленных факторов позволяют сформировать реально обоснованную внешнеэкономическую политику по отношению к рассматриваемой стране, т.е. адаптировать общие принципы ВЭП к условиям взаимодействия РФ с конкретной страной.

Внешнеторговая политика гос-ва (ВТПГ) – система мер и действий гос-ва по целенаправленному регулированию объемов внешней торговли и воздействию на субъекты, которые в ней задействованы.

Основные цели внешнеторговой политики: изменение степени и способа включения данной страны в международное разделение труда; изменение объема экспорта и импорта; изменение структуры внешней торговли; обеспечение страны необходимыми ресурсами (сырьем, энергией и т.д.); изменение соотношения экспортных и импортных цен.

Существуют два основных направления внешнеторговой политики: 1) политика свободной торговли (либерализм или фритредерство); 2) протекционизм.

Политика свободной торговли (Фритредерство) означает, что государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляя за рынком роль основного регулятора. Однако это не означает, что государство вообще устраняется от влияния на это направление хозяйственной деятельности. Оно заключает договоры с другими странами, чтобы предоставить максимальную свободу своим хозяйствующим субъектам. Свободная торговля приводит к положительным политическим последствиям, так как в этом случае страны становятся в большей степени взаимозависимыми, а следовательно, снижается опасность враждебных действий по отношению друг к другу. Проведение политики свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена в основном странам экономически более развитым, хотя в чистом виде она никогда и нигде не применялась. Представителями этой теории являются А.Смит, Рикардо и др.

Протекционизм (возник на основе теории меркантилизма) - политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции. В отличие от политики свободной торговли при протекционизме исключается свободное действие рыночных сил, поскольку предполагается, что экономический потенциал и конкурентоспособность на мировом рынке отдельных стран различны и поэтому свободное действие рыночных сил может быть невыгодным для менее развитых стран. Неограниченная конкуренция со стороны более сильных иностранных государств может привести в менее развитых странах к экономическому застою и формированию неэффективной для данной страны экономической структуры. Можно выделить несколько форм протекционизма:
- селективный – направлен против отдельных стран или товаров;
- отраслевой – защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство;
- коллективный – проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;
- скрытый – осуществляется методами внутренней экономической политики.
Протекционизм способствует развитию в стране определенных отраслей производства. В аграрных странах протекционизм зачастую является необходимым условием индустриализации. Кроме того, при протекционизме сокращается безработица. Однако слишком длительное применение этой политики может привести и приводит к экономическому застою, так как если устранить иностранную конкуренцию, то ослабляется заинтересованность отечественных предпринимателей в повышении технического уровня и эффективности производства. Протекционизм активно применяется не только развивающимися, но и промышленно развитыми странами для защиты национальных товаропроизводителей в условиях обостряющейся конкуренции. Государства, проводя протекционистскую политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей. Государство может давать рекомендации и поощрять хозяйствующие субъекты к тем или иным действиям. К инструментам внешнеторговой политики относится система двусторонних и многосторонних договоров. Однако чаще всего в условиях развитых рыночных отношений применяются тарифы и нетарифные барьеры.

Таможенные тарифы и нетарифные барьеры. Классическим и основным инструментом внешнеторговой политики являются таможенные тарифы.
Таможенные тарифы - это систематизированный перечень ставок таможенных пошлин. Под таможенной пошлиной понимают налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства. Обычно таможенные тарифы устанавливаются на национальном уровне, но существуют и единые тарифы нескольких стран в рамках таможенных союзов. Размер ставок таможенных тарифов повышается вместе со степенью переработки товара.
Таможенные тарифы различают по следующим основаниям:
а) по механизму установления и взимания: адвалорную пошлину, которую вводят в виде процента к таможенной стоимости товаров, что увеличивает их цену на ее ставку; специфическую пошлину, учреждаемую в форме фиксированной суммы с единицы измерения (веса, площади, объема и др.) товаров, вследствие чего их цена возрастает пропорционально этим единицам и фиксированной ставке обложения; комбинированную пошлину, которая синтезирует два предыдущих ее вида;
б) по направленности облагаемого внешнеторгового оборота: экспортные пошлины, сдерживающие вывоз, когда мировые цены выше, чем внутринациональные, и когда экспортеры вывозят слишком много ресурсов или товаров в погоне за прибылью либо для вывоза капитала (части выручки от экспорта), что характерно для неразвитых стран; импортные пошлины, применяемые гораздо чаще и всеми странами, прежде всего для защиты отечественного рынка от внешних поставщиков;
в) по целям таможенного обложения: фискальные пошлины, устанавливаемые для пополнения госбюджета, как правило, по невысоким ставкам на ресурсы и продукты, относящиеся к критическому импорту (не выпускающиеся страны); защитные пошлины на продукцию национальных производителей, оберегающие их от зарубежных конкурентов, вследствие чего по этой продукции ставки обложения дифференцируют в зависимости от степени отставания в конкурентоспособности ее отечественных поставщиков по сравнению с иностранными, иногда достигая степени запретных пошлин (разновидности защитных); компенсационные (антидемпинговые) пошлины, вводимые одной стороной в ответ на установление другой стороной торговых барьеров либо на поддержку экспорта последней.
Нетарифные барьеры - система административных и экономических мер, применяемых государством в целях регулирования ввоза и вывоза товаров, в том числе: количественные ограничения ввоза, лицензирование, квотирование, установление минимальных цен, импортные сборы, таможенные формальности и др. Нетарифные барьеры подразделяются на 3 группы:
Меры, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства: квоты (контингенты), лицензии, компенсационные сборы, импортные депозиты, а также антидемпинговые и компенсационные пошлины и др.; меры административного характера, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли, но приводящие к аналогичному результату: таможенные формальности, технические и санитарные стандарты и нормы, требования к упаковке и маркировке и т.п.; прочие меры, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли, действие которых зачастую приводит именно к этому результату.
Существует также распространенная классификация нетарифных барьеров по механизмам действия, по которой они подразделяются на 7 категорий:
Паратарифные меры, к которым относятся прочие, кроме таможенных пошлин, платежи, взимаемые при ввозе иностранных товаров: различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы. Официально эти меры принимаются не с целью регулирования внешней торговли, но оказывают на нее существенное воздействие.
Меры контроля за ценами, которые нацелены на защиту интересов национальных товаропроизводителей (компенсационные и антидемпинговые процедуры и пошлины).
Финансовые меры, предусматривающие особые правила совершения валютных операций для регулирования внешней торговли.
Количественное регулирование, т.е. установление количественных ограничений на ввоз и вывоз товаров. Автоматическое лицензирование, т.е. наблюдение (мониторинг) за объемами и направлениями товаропотоков.
Государственная монополия внешней торговли в целом или отдельными товарами.
Технические барьеры, т.е. контроль за соответствием импортируемых товаров национальным стандартам, в т.ч. качества и безопасности.
Под квотами (контингентами) понимаются ограничения в стоимостном или физическом выражении, вводимые на импорт или экспорт товара в определенный период. В случае установления квоты раной 0, имеет место эмбарго, т.е. запрет на импорт или экспорт. Квота может быть установлена на уровне выше, чем возможен импорт или экспорт. Тогда она не является ограничением, а служит лишь способом контроля за движением того или иного товара.
Экспортные квоты применяются редко, только в случае острого дефицита данной продукции в стране, а также для достижения политических целей (дискриминационный характер). Импортные квоты применяются для защиты национального производства от иностранной конкуренции, сокращения безработицы, улучшения платежного баланса, контроля за движением товаров.
Существуют квоты глобальные, устанавливаемые на импорт определенного товара из всех или из группы стран, и сезонные. Одной из разновидностей квот являются соглашения о добровольном ограничении экспорта, которые распространяются на продукцию в основном отраслей, находящихся в кризисном положении. Другой разновидностью квот являются так называемые тарифные квоты. В пределах установленных квот товары импортируются без взимания таможенных пошлин, а при импорте свыше данного лимита взимаются высокие пошлины. Квоты обычно распределяются на основе лицензии, которые представляют собой в данном случае разрешения на экспорт или импорт. Они выдаются государством через специальные уполномоченные ведомства на проведение внешнеторговых операций с включенными в соответствующие списки товарами. (Лицензирование – выдача на определенных условиях госорганами разрешений (лицензий) на осуществление внешней торговли в определенных сферах, объемах, сроках и с определенными странами).

Меркантилизм (торговец, купец). Представителями этой теории в Англии были Т.Мен и С.Фортрей, в России – Посошков. Меркантилисты признавали основным источником богатства страны внешнюю торговлю, перераспределяющую богатство между странами в пользу экспортеров, а абсолютной формой богатства – деньги (золото и серебро). Для увеличения национального богатства они требовали жесткого государственного регулирования всех сторон экономической жизни – поддержания активного торгового баланса, ужесточения правил торговли и т.п. Меркантилисты первые в истории разработали рекомендации для реализации государственной внутренней и внешней экономической политики.
Демпинг (сбрасывание) - продажа товаров на внешнем и внутреннем рынках по искусственно заниженным ценам, меньшим средних розничных цен, а иногда и более низким, чем себестоимость (издержки производства и обращения). Демпинг проводится с целью проникновения на рынок, завоевания места на нем, вытеснения конкурентов. Демпинг осуществляется государством и компаниями в расчете на возмещение в будущем текущих убытков, когда за счет демпинга будет достигнуто прочное положение на рынке. Однако довольно часто и фирмы, и государство прибегают к демпингу как разовому мероприятию, способу быстрого получения необходимых денежных, валютных средств. В мировой экономической практике, в ряде стран принято противостоять демпингу путем применения антидемпинговых законов, установления специальных антидемпинговых пошлин.

Антидемпинговая политика – система экономических, юридических и иных мер, противостоящих демпингу. Антидемпинговая пошлина – временный сбор в размере разницы между ценами реализации этого товара на внешнем и внутреннем рынках (может вводиться страной-импортером).

Торговые могут быть скрытыми и открытыми. К скрытым относятся гос. субсидирование, налогообложение, стимулирование рекламы и другие меры внутригос. экономической политики, направленные на защиту внутреннего рынка от конкурентов. В России используют таможенные пошлины, квотирование и лицензирование.

ВТП России. Россия во все времена занимала ведущее место в мирохозяйственных связях. С 1990-х годов ВТП России преобразовывается. Ее задачей становится ускоренный переход от гос. Монополии внешних связей к предоставлению полной свободы экспорта и импорта всем внутренним и внешним субъектам (либерализация). Но при этом импортные тарифы в России были снижены, активно стали использоваться нетарифные барьеры. Стимулировался ввоз в Россию по демпинговым ценам некачественных товаров и препятствовался ввоз высокотехнологичных. И все же в развитии внешней торговли РФ появились положительные тенденции: расширено поле внешнеторговых связей – возросло количество стран, вступающих с Россией в экономические связи; возросло количество внутренних субъектов, включая физических лиц, входящие в международные связи; расширился ассортимент импортируемых товаров; увеличилась доля экспортно-импортных связей России с развитыми странами. Одновременно в динамике внешней торговли в России появились отрицательные последствия: чрезмерная открытость внутреннего рынка для любых субъектов. Нарастающими темпами теряются конкурентные преимущества российских товаров, фирм, отраслей, регионов и страны в целом на мировом рынке в результате резкого падения производительности, расточительного использования национального богатства и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: