Мировой рынок результатов интеллектуальной деятельности: лицензионная торговля, лизинг и факторинг. РФ на мировом рынке услуг

Услуга – это результат особого вида человеческой деятельности, который воплощается в потребительной стоимости, удовлетворяющей определенные потребности людей. Существует 2 основных вида услуг: 1) непроизводственные услуги, когда человеческая деятельность направлена на человека (услуга врача) или на окружающую его среду (организация отдыха). Эти услуги не связаны с материальным продуктом. Их полезный эффект определяется совместными усилиями производителей (преподавателей) и потребителей (студентов). 2) производственные услуги, которые оказываются с помощью материального блага, через вещь (индивидуальный пошив одежды). При этом результатом производства и объектом потребления являются материальные блага (транспортные услуги). Услуги имеют следующую структуру: услуги для бизнеса; строительные услуги; услуги связи (информационные, почтовые, телекоммуникационные); транспортные; туристические; образовательные; услуги по охране окружающей среды; услуги здравоохранения; услуги торговых агентов (маркетинг, франчайзинг, розничная и оптовая торговля). Все эти услуги можно свести в 3 группы: 1) услуги, тесно связанные с воспроизводственным процессом; 2) услуги, связанные с развитием человека и его рабочей силы; 3) услуги глобального характера.

Мировой рынок услуг – система международных отношений по регулярной купле-продаже услуг как особых форм товаров (мировой рынок представлен обычными товарами – факторами производства и потребительскими благами; особыми товарами – услугами и особыми услугами – результатами интеллектуальной деятельности людей).

В мировой тории и практики выделяют следующие способы торговых услуг:

1)трансграничная торговля – (консультации по телефону)

2)потребление услуги за границей – учеба в другой стране

3)торговое присутствие в стране – услуги продавца (потребитель границу не пересекает);

4)присутствие физических лиц продающих услуги (приезд в Россию зарубежного консультанта)

Структура мирового рынка услуг выделяют следующие формы мирового рынка:

- по субъектам – государственные, межгосударственные, негосударственные мировые услуги рынка;

- по объектам туристические, транспортные, финансовые, интеллектуальные, деловые, информационные. Каждый из рынка услуг имеет свою структуру.

Рынок туристических услуг подразделяют следующим образом:

- в зависимости от конкретного вида услуг: оформление туристических документов, размещение,

передвижение, питание,обеспечение деловых интересов потребителей;

- в зависимости от конкретных целей потребителей мировой рынок делиться на деловой, научный, этнический, курортный и экскурсионный;

- в зависимости от количества участников выделяют индивидуальный и групповой туризм и их рынки;

- по методам организации туристических услуг на их рынке выделяют организованный, неорганизованный, независимый, спланированный, спонтанный и другие виды туризма;

Рынок транспортных услуг подразделяют: по видам транспорта: водный, воздушный смешанный; наземный, трубопроводной; по видам транспортных операций: пассажирский, грузовой; по периодичности перевозок – регулярный, нерегулярный ит.д.

Можно выделить следующие особенности: 1) рынок услуг обусловлен рынками обычных товаров и оказывает на них сильное влияние. Так, степень развития мирового рынка транспорта, связи, туризма определяет степень развития рынка потребительских благ и ресурсов, делает его мобильнее и дешевле; 2)рынок услуг активнее рынка обычных товаров, влияет на занятость населения; 3) рынок услуг регулируется внутри страны, а не на ее границах; 4)рынок услуг активно влияет на развитие международных связей в целом.

Мировой рынок результатов интеллектуальной деятельности – система международных экономических отношений по регулярной купле-продаже результатов особого вида человеческого труда – интеллектуального в форме лицензионной торговли, инжиниринга, лизинга, факторинга и др. Он является элементом международного рынка услуг, сильно подвержен промышленному шпионажу и становится все более закрытым.

В структуре международного рынка результатов интеллектуальной деятельности можно выделить множество его элементов (форм), которые часто продаются и покупаются в комплексе.

1. Международная лицензионная торговля – система международных отношений по регулярной купле-продаже лицензий; форма международной торговли технологиями как результатами интеллектуального труда.

Объектом лицензионной торговли является особым образом оформленное лицензионное соглашение – внешнеторговая сделка, на основе которой собственник защищенного патентом изобретения, технологий и т.п. выдает своему контрагенту лицензию на их использование в определенных пределах.

Основными формами международных лицензионных соглашений являются: - патент на изобретение – свидетельство,выданное государственным институтом на 15-20 лет, удостоверяющее исключительное право патентообладателя на использование его изобретения лишь в данной стране;

- ноу-хау – не ставшие общим достоянием и не обеспеченные правовой охраной коммерческие, научно-технические, другие знания, производственный опыт отдельных лиц или фирм, способствующие эффективной деятельности.

- товарный знак – зарегистрированное в установленном порядке и охраняемое законом обозначение, позволяющее отличать однородные товары разных производителей;

- товарная марка – зарегистрированное в установленном порядке и охраняемое законом обозначение не одного, а всех товаров фирмы;

- промышленный образец – описание нового изделия и/или создание его опытного образца, свидетельствующего о новом художественно-конструкторском решении и возможности его массового производства.

Лицензии продаются и покупаются, поэтому имеют цену.

Цена лицензии – это вознаграждение продавца за право промышленного или коммерческого использования покупателем объекта лицензии. Она должна обеспечить покупателю покрытые всех его затрат на куплю, внедрение и использование объекта лицензии, а также стабильную прибыль, превышающую прибыль от продукции, произведенной по другим технологиям.

В мировой практике используются несколько основных видов лицензионных цен:

- роялти – лицензионное вознаграждение продавца в форме регулярных периодических отчислений за право использования объекта лицензии (устанавливается на уровне 3-7% от чистой оптовой цены объекта лицензии).

- паушальный платеж – зафиксированная в соглашении конкретная сумма лицензионного вознаграждения, устанавливаемая на основе экспертных оценок, исходя из ожидаемого эффекта и прибыли лицензиата от использования объекта лицензии любого срока ее действия;

- комбинированные платежи – первоначальная сумма в виде паушального платежа от общей цены лицензии и последующие периодические выплаты (роялти);

- участие в прибыли предполагает вознаграждение продавца возвращением ему части прибыли, полученной от использования его лицензии.

- участие в собственности предполагает передачу продавцу лицензии части акций предприятия, которое использует объект лицензии в размере определенных к выплате сумм лицензионных платежей.

2. Международный лизинг – аренда машин, оборудования, другого имущества (или договор их аренды), купленных арендодателем для арендатора с целью их использования за определенную плату при сохранении права собственности на них за арендодателем (хотя может предусматриваться право последующего выкупа объекта лизинга его получателем).

Основными субъектами международных лизинговых отношений являются: а)фирмы, производящие и продающие объекты лизинга, его поставщики б) лизингодатели – физ.или юрид. лицо (лизинговая компания), предоставляющее в лизинг его объекты в соответствии с договором, заключенным с лизингополучателем; лизинговая компания – фирма, поставляющая по лизингу заранее купленные объекты; в) лизингополучатели – физ.или юрид.лицо, получившее в лизинг объект от лизингодателя в соответствии с заключенным с ним договором. При этом лизингопользователь берет на себя обязательства вовремя выплачивать предусмотренные контрактом платежи – определенный процент стоимости объекта лизинга, а также обязательства и расходы, связанные с правом собственности, ремонтом, обслуживанием и т.п.

Существует большое количество разновидностей лизинга, основные:

- операционный – основывается на такой форме заключения контракта, при которой срок его действия (обычно до 1 года, редко до 4 лет) не предполагает полной окупаемости объекта лизинга;

- финансовый – предполагает полную окупаемость в течение срока действия одного контракта (более трех лет), а также возвращение лизингодателю в указанные сроки их полной стоимости и прибыли.

3. Международный факторинг – перепродажа прав на взыскание долгов, неоплаченных долговых требований – векселей и счетов-фактур (накладных).

Факторинговые операции проводят коммерческие банки, создающие для этого филиалы или компании, и специализированные фактор-компании. Такие операции заключаются в покупке фактор-компаннией у поставщика (экспортера, который по какой-то причине не может своевременно получить долг за проданный товар зарубежному покупателю) неоплаченных плательщиком (покупателем) долговых требований и продаже поставщиком фактор-компании права получения платежа по ним. При этом фактор-компания возмещает поставщику либо часть суммы платежа либо всю сумму долга за минусом комиссионного вознаграждения.

4. Международный инжиниринг – комплекс инженерно-консультационных услуг зарубежных субъектов по строительству народнохозяйственных объектов, монтажу и эксплуатации оборудования, организации производства, НИР и т.п., т.е. это система международных отношений по использованию на коммерческой основе совокупности интеллектуальных видов деятельности, т.е. комплекса услуг научно-технического, организационного, производственного, сбытового характера, по доведению ИОКР до стадии производства, реализации и конечного потребления продукции.

Его цель – получение максимальных результатов от затрат на реализацию соответствующих проектов за счет наиболее рационального подбора и эффективного использования всех ресурсов, а также методов организации и управления на основе передовых научно-технических достижений с учетом конкретных условий и факторов реализации проектов. Наиболее распространен в капитальном строительстве, где основная его функция – оптимизация инвестиций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: