Порядок формирования и компетенция Правительства РФ. Ответственность Правительства

Формирование Правительства. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Назначение нового Председателя Правительства и соответственно формирование нового Правительства происходят каждый раз после; а) вступления в должность вновь избранного Президента (это может быть лицо, ранее замещавшее должность Президента и переизбранное на новый срок); б) отставки Правительства.

Президент не позднее двухнедельного срока после вступления в должность или после отставки Правительства обязан внести в Государственную Думу предложение о кандидатуре Председателя Правительства. Государственная Дума в течение недели обязана рассмотреть представленную кандидатуру и принять постановление о даче согласия на назначение или о ее отклонении.

Порядок рассмотрения данного вопроса и принятия постановления регулируется Регламентом Государственной Думы. Президент или его полномочный представитель в Государственной Думе официально представляют кандидатуру на должность Председателя Правительства. Кандидат на должность, в свою очередь, представляет Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства, отвечает на вопросы депутатов. Обсуждение проходит гласно, выступают представители фракций и депутатских групп, высказываясь «за» или «против» выдвинутой кандидатуры.

Согласие Государственной Думы считается полученным, если за предложенную, кандидатуру проголосовало большинство от общего числа депутатов Думы. В случае отклонения представленной кандидатуры Президент в течение недели со дня ее отклонения вносит новое предложение. Президент при внесении в Думу предложений о кандидатурах на должность Председателя Правительства вправе представлять одного и того же кандидата дважды, трижды либо представлять каждый раз нового кандидата.

При троекратном отклонении Государственной Думой представленных кандидатур вступает в силу специальный порядок формирования Правительства. Президент самостоятельно назначает Председателя Правительства, распускает Думу и назначает новые выборы. При этом Президент может назначить любую кандидатуру, как предлагавшуюся им ранее Думе, так и новую. После выборов нового состава Думы Председатель Правительства, назначенный Президентом в специальном порядке, продолжает работать без прохождения процедуры согласования.

Прекращение деятельности состава Правительства. Правительство формируется с заранее неопределенным сроком действия. Максимально возможный срок его деятельности соответствует сроку полномочий Президента, сформировавшего Правительство, т.е. четырем годам, к которым следует прибавить время, необходимое вновь избранному Президенту для вступления в должность. Следует различать конституционные механизмы отставки Правительства, сложения им своих полномочий. Освобождение от должности отдельных членов Правительства. В некоторых случаях они могут быть взаимосвязаны.

Председатель Правительства освобождается от должности Президентом по заявлению об отставке либо в случае невозможности исполнения им своих полномочий. Закон предусматривает, что освобождение от должности Председателя Правительства одновременно влечет за собой отставку Правительства. В день принятия решения об освобождении от должности Председателя Правительства Президент уведомляет об этом палаты парламента.

По смыслу закона Президент не вправе освободить от должности Председателя Правительства по своему усмотрению, не потребовав у него заявления об отставке. И хотя заявление — акт добровольного волеизъявления, в данной процедуре выбора у Председателя Правительства нет. В силу принципа согласованного взаимодействия органов государственной власти он обязан подать в отставку по требованию Президента. Если же заявления не последует, Президент отправляет, в отставку все Правительство.

Правительство РФ в пределах своих полномочий: организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

За результаты своей деятельности Правительство РФ несет ответственность перед Федеральным Собранием, а точнее - перед Государственной Думой и Президентом РФ. Ответственность Правительства перед российским парламентом носит довольно ограниченный характер по сравнению с его ответственностью перед Президентом. Это проявляется, в частности, в том, что Федеральное Собрание не правомочно отправлять в отставку Правительство даже тогда, когда Государственная Дума выразит ему недоверие. Конституция РФ устанавливает, что только Президент РФ «может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации» (п. 2 ст. 117). Он же решает вопрос об отставке Правительства РФ также в случае вынесения ему вотума недоверия со стороны Государственной Думы. «После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации, — гласит по этому поводу п. 3 ст. 117 Конституции России, — Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы». Президент РФ решает вопрос об отставке Правительства РФ, которая им «принимается или отклоняется», и тогда, когда оно подает в отставку по.своей собственной инициативе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: