1. Перед началом экспертизы целесообразно ознакомить со всеми необходимыми нормативными документами: стандартами или ТУ на конкретные виды продукции, упаковку и маркировку, методы испытаний.
2. При проведении экспертизы необходимо определять качество принимаемых товаров в соответствии с требования- действующих стандартов, ТУ, договоров. При необходимости принимаемые товары могут оцениваться путем сопоставления с образцами и эталонами.
Выбор показателей качества при приемочной экспертизе определяется ее целями и условиями проведения. Чаще все эксперты ограничиваются оценкой органолептических показателей, в основном внешнего вида, и части физико-химически показателей (например, массы, длины, объема, относительно плотности и т. п.), используя простейшие средства измерения Физико-химические и микробиологические показатели, для определения которых требуются сложные методы оценки качества, при приемочной экспертизе, как правило, не применяются, что вызвано в основном довольно продолжительным временем их проведения. Лишь в отдельных случаях эксперт может рекомендовать определение таких показателей после завершения приемки по качеству.
3. Для оценки качества отбирается выборка или объединенная проба, размер которой должен быть не менее установленных норм. Порядок отбора проб предусмотрен стандартами или ТУ и должен неукоснительно соблюдаться экспертами. Эксперту необходимо проводить отбор образцов (проб) самостоятельно.
4. При неоднородности товарной партии, содержащей товары разных градаций качества (стандартные, нестандартные, брак, отход, высшего, 1-го или других сортов и т. П.), эксперт должен выявить процентное содержание каждой фракции.
Если товары разных категорий качества упакованы в разную тару и есть соответствующая маркировка, то работники склада обязаны расставить партию по этим градациям. В этом случае эксперт отбирает пробы и оценивает их для каждой категории качества отдельно.
При обнаружении дефектных товаров эксперт должен отобрать образцы товаров с наиболее характерными дефектами и установить причины их возникновения. Он также может при необходимости или по просьбе заказчика дать рекомендации по использованию или уничтожению дефектной продукции. В акте экспертизы должно быть отражено процентное содержание продукции с различными или наиболее характерными дефектами.
В ряде случаев целесообразно направить образцы дефектной продукции в испытательную лабораторию для выявления их вида и причин возникновения, особенно если эксперт затрудняется в определении дефектов.
Иногда для длительно хранящихся товаров рекомендуется образцы дефектной продукции оставить у получателя или направить в экспертную организацию. При этом эксперт сам должен отобрать образцы и снабдить их соответствующими этикетками и/или актом отбора проб.
Отсутствие в актах экспертизы указания на характерные виды дефектов или неправильное определение их вида могут послужить основанием для отклонения акта экспертизы, устанавливающего несоответствие качества товара.
Особенно важно правильно отразить результаты приемочной экспертизы по качеству, если разногласия, возникшие между поставщиком и получателем, разрешаются в Государственном арбитраже. Неправильно проведенная оценка качества или оформленный акт экспертизы
могут явиться основание для отказа в предъявленном иске.
Акт экспертизы не должен содержать противоречащих друг другу фактов. Экспертную оценку необходимо проводить о дельно по каждой товарной партии, а внутри нее — по каждому наименованию, сорту, артикулу и обязательно отражать это в актах.
Основанием для отклонения акта приемочной экспертизы может быть необоснованность выводов. Например, если для товара предусмотрены приемочные и браковочные числа, то за браковка всей партии при браковочном числе меньшем установленной нормы неверна. При этом результаты экспертиз будут признаны недостоверными, а акт экспертизы отклонен.
5. При выявлении причин несоответствия качества эксперт должен отразить в акте состояние тары и упаковочных мате риалов (их целостность, достаточность и надежность).
6. Эксперт не должен проводить приемочную экспертизу, если нарушена целостность товарной партии (например, часть товара реализована) или предъявляются обезличенные товары а также распакованные либо без товарно-сопроводительных документов.
Экспертиза товаров по комплектности — оценка экспертом наличия необходимых элементов комплекта и установление соответствия данным, указанным в технических документах. Является одной из разновидностей качественной экспертизы, так как целостность или комплектность — один из показателей качества.
Правовой базой этой разновидности экспертизы является Гражданский кодекс РФ (ч. 2, ст. 478—480).
Основанием для ее проведения служат особенности принимаемых товаров, целостность которых обеспечивается наличием всех необходимых элементов в комплекте. Кроме того, комплектность влияет на функциональное и социальное назначение товара, его долговечность, ремонтопригодность, эргономические и эстетические свойства.
Все комплектующие элементы подразделяются на три группы:
обеспечивающие функциональное назначение товара, его эстетические свойства;
предназначенные для ремонта товара в процессе эксплуатации (запасные детали, узлы и т.п.);
определяющие сохраняемость товаров при перевозке, хранении и реализации.
К комплектующим элементам первой группы относятся составные части самого товара, без которых утрачивается его целостность. Например, болты, шурупы, стекла, отдельные панели, фурнитура для сборной мебели, электрические шнуры в электробытовых товарах и т. п.
Нарушением комплектности является и отсутствие отдельных предметов или несоответствие их единому стилю комплекта. Например, известен случай, когда покупатель оплатил мебельный гарнитур, а домой ему был привезен комплект мебели, в котором платяной шкаф отличался по цвету и фактуре отделочного материала. Проведенная экспертиза подтвердила нарушение комплектности. Поскольку в магазине шкафа, соответствующего всему комплекту, не оказалось, то покупателю вернули деньги и забрали нарушенный комплект мебели. Нарушением комплектности считается и отсутствие части пуговиц на одежде, шнурков на обуви и т. п.
Вторая группа комплектующих изделий представлена запасными деталями, узлами, обеспечивающими ремонтопригодность товаров при эксплуатации. Примером могут служить запасные пуговицы, лоскуты тканей, прилагаемые или пришиваемые с изнаночной стороны одежды. В комплект автомобиля могут входить запасные колеса, аптечка водителя, приспособления для мелкого ремонта.
Третья группа комплектующих элементов предназначена для обеспечения сохраняемости товаров на разных этапах товародвижения. К ним относятся упаковка, которая может включать транспортную и/или потребительскую тару, упаковочные и перевязочные материалы, средства крепления и т. п.
Экспертиза товаров по комплектности применяется в основном для непродовольственных товаров. Для продовольственных товаров эта разновидность экспертизы используется лишь при продаже наборов продуктов (например, подарочные наборы), при доставке продуктов на дом, при торговле по комплексным заказам. Учитывая незначительное распространение в продовольственной торговле указанных форм, можно констатировать, что основное применение экспертиза товаров по комплектности находит в непродовольственной торговле.
Нарушением комплектности является отсутствие отдельных предметов или несоответствие их единому стилю комплекта. Например, отличие цвета элемента мебельного гарнитура, или набора посуды, от других элементов является нарушением комплектности. Нарушением комплектности является также отсутствие части пуговиц на одежде и т.п.
Комплектность непродовольственных товаров отражается в эксплуатационных документах и/или в товаротранспортных накладных, качественных удостоверениях.