Руководства

Ничего нет в мире драгоценнее уз,

соединяющих человека с человеком.

Работая только ради материальных

благ, мы сами строим себе тюрьму.

А. Сент-Экзюпери

Эффективность и комфортность деловых отношений в группе в огромной степени зависит от ее руководителя, точнее − от практикуемого стиля руководства. Стиль вообще есть проявление и выражение индивидуальности руководителя; он «подбирается» как личный гардероб: чтобы было и удобно, и соответственно ситуации. Но то, что удобно и привычно руководителю, вовсе не обязательно является таковым для его подчиненных. Вот здесь-то, на стыке взаимных требований и ожиданий руководителей и подчиненных, возникают многочисленные психологические и этические проблемы, способные существенно затруднить деловое общение и снизить эффективность руководства. Научиться понимать их природу и заранее принимать необходимые меры в виде коррекции стиля руководства − задача непростая, но вполне разрешимая, особенно если прислушиваться к этическим и психологическим рекомендациям.

В своем профессиональном и общечеловеческом поведении руководитель должен являться примером для подчиненных сотрудников (как, впрочем, и для сотрудников других подразделений, с которыми связан вверенный руководителю отдел, а также для внешних деловых партнеров). К сожалению, большинство сотрудников любой организации в той или иной степени считают своего руководителя «трудным», ведь, как правило, некоторые претензии по выполнению руководящей роли имеются к каждому начальнику.

Следует помнить, что «трудный» руководитель − это хорошая модель для того, чтобы научиться разрешать разногласия, научиться управлять конфликтами на различных их стадиях. Многие хорошие руководители научились на примере плохих тому, как не надо руководить. Другими словами, «трудный» руководитель предоставляет сотруднику определенные возможности для профессионального и служебного развития, зачастую даже не осознавая этого. Человек должен использовать любую возможность для саморазвития, в том числе изучать ошибки других людей ради того, чтобы не совершать собственных.

Тест «Можете ли Вы быть руководителем?» [9]

Для всех, кто задумывается над вопросами служебного роста и карьеры и имеет желание стать эффективным, преуспевающим руководителем, предлагается выполнить этот тест, позволяющий оценить уровень потенциальных возможностей того, чтобы быть руководителем.

Инструкция: Отвечая на приведенные ниже вопросы, выберите наиболее подходящий для Вас вариант и помните, что здесь нет "правильных" или "неправильных" ответов.

1. Можете ли Вы командовать людьми?

а) Да; б) нет.

2. Любите ли Вы работать на приусадебном участке?

а) Да; б) нет.

3. Доставляет ли Вам удовольствие возражать кому-либо?

а) Да; б) нет.

4. Какое из двух достоинств (авторитетность или нежность) Вы цените больше?

а) Первое; б) второе.

5. Любите ли Вы произносить речи?

а) Да; б) нет.

6. Чем, по вашему мнению, можно определить уровень цивилизации?

а) Степенью эмансипации женщин; б) уровнем развития техники.

7. Раздражает ли Вас чья-то неумелость, неловкость?

а) Да; б) нет.

8. Любите ли Вы работу, требующую контактов с людьми?

а) Да; б) нет.

9. Считаете ли вы, что в детстве слишком долго находились под влиянием матери?

а) Да; б) нет.

10. На что во время знакомства Вы в первую очередь обращаете внимание:

а) на внешность нового знакомого; б) на то, что и как он говорит.

11. Впадаете ли Вы в ярость, если не можете настоять на своем?

а) Да; б) нет.

12. Какой вид карьеры кажется Вам наиболее привлекательным:

а) известного актера Гарри Купера; б) Джимми Кларка, чемпиона автогонок.

13. Часто ли Вас выдвигают на выборную (руководящую общественную) работу?

а) Да; б) нет.

14. Бываете ли Вы инициатором смелых начинаний?

а) Да; б) нет.

15. Ждете ли вы, пока дела решатся сами по себе?

а) Да; б) нет.

16. Раздражает ли Вас то, что Вы живете, к примеру, в комнате без штор на окнах?

а) Да; б) нет.

17. Какой цвет Вам больше нравится?

а) Голубой; б) красный.

18. Легко ли Вы принимаете решения?

а) Да; б) нет.

19. Какие виды спорта Вам больше по душе?

а) Те, которые развивают ловкость; б) те, которые развивают силу.

20. Признаете ли Вы руководителя, представляющего противоположный пол, если он достаточно компетентен?

а) Да; б) нет.

Ключ. На вопросы 1-5, 7, 8, 11, 13, 14, 18, 20 за ответы «а» - 5, за «б» - 0 баллов.На вопросы 6, 9, 10, 12, 15-17, 19 за ответы «а» - 0, за «б» - 5. Посчитайте сумму баллов.

80 и более баллов − Вы − тот человек, который имеет большую потребность доминировать над людьми. Несмотря на то, что Вы проявляете инициативу и бываете прекрасным организатором, ваша горячность, стремление быть признанным любой ценой, ваше желание манипулировать другими значительно снижают эффективность ваших действий. Сильное нервное напряжение, неумение расслабляться приводят к тому, что, будучи взволнованны, Вы легко можете обидеть другого человека. Вы часто хвастаете, зазнаетесь, бываете агрессивным. Но если Вам удастся изменить ваше отношение к людям, то предрасположенность к руководящей работе может принести прекрасный эффект.

40−75 баллов − у Вас высокие запросы, часто бываете самоуверенны, любите подчеркнуть собственное "Я". Умение управлять собственными эмоциями и склонность к анализу своих поступков приводят к тому, что необходимость руководить другими не принимает у Вас крайних форм. Вы любите ходить "непроторенными" дорогами, имеете собственное мнение, которое не всегда совпадает с мнением других. Вы не любите навязывать себя другим и с трудом им подчиняетесь. Вам безразлично то, что о Вас говорят. В то же время Вы имеете склонность критиковать других. Любите, чтобы ваше слово было последним.

35 и менее баллов − Вы − человек, который склонен больше быть подчиненным, чем руководителем. В роли "шефа" Вы чувствовали бы себя плохо. Вы, скорее всего, человек несмелый, скромный, не уверенный в себе. Вы редко выступаете с инициативой, с удовольствием подчиняетесь руководству со стороны других. Чаще всего Вы предпочитаете компромиссные решения и остаетесь "в тени" других людей.

Тест «Какой Вы руководитель?» [10]

Если кто-то из Вас уже имеет навыки и практику руководящей работы (а может быть, является руководителем какого-либо коллектива и в настоящий момент), то предлагаемый ниже тест позволит ответить на вопрос: какой Вы руководитель?

Инструкция: Внимательно прочитайте вопросы, отвечая последовательно (не пропуская ни одного из них) "да" или "нет".

1. Охотно ли Вы беретесь за решение задач, требующих нестандартного подхода?

2. С легкостью ли Вы освобождаетесь от привычных навыков работы?

3. Долго ли Вы оказываете внимание своему прежнему коллективу, уйдя на повышение?

4. Стремитесь ли Вы освоить универсальный стиль руководства, пригодный для многих ситуаций?

5. Умеете ли Вы безошибочно оценивать своих подчинённых, выделяя среди них сильных, средних и слабых?

6. Легко ли Вам выйти за рамки симпатий или антипатий, занимаясь кадрами?

7. Считаете ли вы, что нет универсальных методов работы, а поэтому желательно постоянно сочетать различные методы в зависимости от специфики конкретных ситуаций?

8. Считаете ли вы, что Вам легче избежать конфликтов с вышестоящими руководителями, чем со своими подчиненными?

9. Вас беспокоят стереотипы отношения к работе, сложившиеся у ваших подчиненных?

10. Часто ли оказываются точными ваши первые впечатления о руководителях как личностях?

11. Часто ли Вы объясняете свои неудачи в работе объективными условиями?

12. Часто ли Вы ощущаете нехватку рабочего времени?

13. Вы уверены, что ваше частое пребывание среди подчиненных способствовало бы повышению эффективности руководства ими?

14. Всегда ли охотно делегируете перспективным работникам свои властные полномочия?

Ключ. Для подсчета баллов и определения своего результата воспользуйтесь следующим "ключом":

1. "да" - 1, "нет" - 0; 8. "да" - 0, "нет" - 2;

2. "да" - 0, "нет" - 1; 9. "да" - 1, "нет" - 0;

3. "да" - 0, "нет" - 1; 10. "да" - 1, "нет" - 0

4. "да" - 0, "нет" - 2; 11. "да" - 0, "нет" - 2

5. "да" - 2, "нет" - 0; 12. "да" - 0, "нет" - 1

6. "да" - 1, "нет" - 0; 13. "да" - 0, "нет" - 2

7. "да" - 1, "нет" - 0; 14. "да" - 2, "нет" - 0.

До 5 баллов − Вы больше специалист, чем руководитель. Если появиться возможность, то Вам лучше освободиться от административной работы. Ваше амплуа - роль такого функционального организатора, как главный специалист, главный инженер, главный технолог, старший менеджер и т. п. Сделайте это, не колеблясь!

6 −10 баллов − как руководитель Вы еще не сложились. Если в вашем коллективе дела идут неплохо, то лучше не предпринимать каких-то значительных перемен. Больше прислушивайтесь к мнению опытных людей, консультируйтесь с вышестоящими руководителями. Особое внимание обратите на кадровые проблемы, коллегиальные формы выработки управленческих решений. Смелее утверждайте в коллективе интересные традиции.

11 − 15 баллов − Вы относитесь к руководителю административного типа. У Вас недюжинные организаторские способности, что особенно заметно в умении подбирать и расставлять кадры, разумно планировать работу, выделяя в ней приоритеты. Вы не идете на поводу у кого-либо, не боитесь высказывать свое мнение. Одно лишь пожелание: не запускайте текущие дела, активнее перепоручайте их своим подчиненным, но при условии их превентивной подстраховки.

16 − 20 баллов − Вы - незаурядный, почти "идеальный" руководитель. Вам присущ новаторский подход ко всем делам. У Вас прекрасные бойцовские качества, проявление которых во многом способствует вашей служебной карьере. Однако Вы бываете излишне категоричны и резки в оценках, позволяя себе иногда "разгул" эмоций. Поубавьте некоторую свою пристрастность в оценках действий вышестоящих руководителей. Не остывайте в своем духовном и физическом самосовершенствовании, в профессиональном росте.

Тест «Эффективность руководства» [11]

Инструкция: Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы.

1. Стремитесь ли Вы к использованию в работе новейших достижений в своей профессиональной области?

2. Стремитесь ли Вы сотрудничать с другими людьми?

3. Вы говорите с сотрудниками кратко, ясно и вежливо?

4. Поясняете ли Вы причины, заставившие Вас принять то или иное решение?

5. Доверяют ли Вам подчиненные?

6. Вовлекаете ли Вы всех исполнителей задания в процесс обсуждения целей, сроков, методов, ответственности и т. д.

7. Поощряете ли Вы сотрудников проявлять инициативу, вносить предложения и замечания?

8. Помните ли Вы имена всех людей, с которыми общаетесь?

9. Предоставляете ли Вы свободу действий исполнителям в достижении поставленной цели?

10. Контролируете ли Вы ход выполнения задания?

11. Помогаете ли Вы подчиненным только тогда, когда они об этом просят?

12. Выражаете ли Вы свою благодарность подчиненному за каждую хорошо выполненную работу?

13. Стремитесь ли Вы найти в людях лучшие качества?

14. Знаете ли вы, как эффективно можно использовать возможности каждого подчиненного?

15. Знаете ли Вы интересы и устремления ваших подчиненных?

16. Умеете ли Вы быть внимательным слушателем?

17. Благодарите ли Вы сотрудника в присутствии его товарищей по работе?

18. Делаете ли Вы критические замечания своим подчиненным наедине?

19. Отмечаете ли Вы хорошую работу своего коллектива в докладе вышестоящему руководителю?

20. Доверяете ли Вы своим подчиненным?

21. Стремитесь ли Вы дать сотрудникам всю информацию, которую получаете сами по административным и управленческим каналам?

22. Поясняете ли Вы сотруднику значение результатов его труда в соответствии с целями предприятия, отрасли?

23. Оставляете ли Вы время себе и подчиненным для планирования работы?

24. Есть ли у Вас план самосовершенствования, по крайней мере, на один год вперед?

25. Существует ли план повышения квалификации персонала в соответствии с требованиями времени?

26. Читаете ли Вы регулярно специальную литературу?

27. Имеете ли Вы достаточно большую библиотеку по специальности?

28. Заботитесь ли Вы о состоянии своего здоровья и работоспособности?

29. Любите ли Вы выполнять сложную, но интересную работу?

30. Эффективно ли Вы проводите беседы со своими подчиненными по вопросам улучшения их работы?

31. Знаете ли вы, какие качества работника должны быть в центре внимания при приеме на работу?

32. Занимаетесь ли Вы с готовностью проблемами, вопросами и жалобами своих подчиненных?

33. Держите ли Вы определенную дистанцию с подчиненными?

34. Относитесь ли Вы к сотрудникам с пониманием и уважением?

35. Вы уверены в себе?

36. Хорошо ли Вы знаете свои сильные и слабые стороны?

37. Часто ли Вы применяете оригинальный творческий подход в принятии управленческих решений?

38. Регулярно ли Вы повышаете свою квалификацию на специальных курсах, семинарах?

39. Достаточно ли Вы гибки в своем поведении, в отношениях с людьми?

40. Готовы ли Вы изменить стиль своего руководства с целью повышения его эффективности?

Ключ. Подсчитайте, пожалуйста, количество ответов «да» и «нет».

Поскольку вопросы являлись критериями успешного руководства, все 40 вопросов предполагали ответ «да». 40 «да» – результат идеального, наивысшего управленческого потенциала. Как всякий идеал, он практически недостижим, если Вы были искренни и не пытались представить себя в более выгодном свете. Важно отметить, сколько Вы дали ответов «нет» и на какие именно вопросы. Здесь ваши слабые места. Какой результат – соотношение «да» и «нет» – считается оптимальным? Это зависит от уровня ваших требований к себе.

Если Вы набрали:

Больше 33 баллов – у Вас высокий управленческий потенциал;

15 − 32 баллов – Вы успешный руководитель, но необходимо подумать над выработкой собственного индивидуального стиля;

Меньше 14 баллов – Ваш стиль должен быть существенно изменен.

Тест «Неэффективный руководитель» [12]

Для дополнительной самопроверки ответьте, пожалуйста, еще на 20 вопросов, которые являются критериями неэффективного управления.

Инструкция: Вам будут предложены некоторые утверждения, с которыми Вы либо согласитесь (ответ «да»), либо не согласитесь (ответ «нет»).

1. Вы постоянно сталкиваетесь с непредвиденными трудностями.

2. Вы компетентнее других и поэтому стараетесь все делать сами.

3. Основная часть рабочего времени уходит на детали, второстепенные вопросы.

4. Вам приходится делать много дел одновременно.

5. Ваш стол постоянно завален бумагами без приоритета важности.

6. Вам приходится работать по 10–14 часов в сутки.

7. Часто приходится дома заниматься производственными проблемами.

8. Предпочитаете отложить решение вопроса, чтобы со временем решить его окончательно.

9. Стараетесь принять наилучшее решение, а не самое реальное.

10. Стараетесь, чтобы ваш авторитет не пострадал ни при каких обстоятельствах.

11. Вам постоянно приходится идти на компромиссы, уступки.

12. В случае неуспеха дела ищите, кто из подчиненных виноват.

13. Чувствуете себя орудием в руках других людей.

14. Действуете по привычной схеме в разных производственных и житейских ситуациях.

15. Считаете, что полная информированность подчиненных о ходе дел на предприятии снижает эффективность их труда.

16. В экстремальных ситуациях предпочитаете не брать на себя ответственность за судьбу коллектива, а сообща решаете что делать.

17. Считаете, что подчиненные не должны обсуждать распоряжений руководителя.

18. Считаете, что стаж практической работы всегда дает преимущество перед специальным образованием, профессиональными способностями.

19. Стараетесь не рисковать, «не высовываться».

20. Работаете в узкой профессиональной области, остальное Вас мало касается.

Ключ. Подсчитайте, пожалуйста, количество ответов «да» и «нет».

Высокий управленческий потенциал предполагает ответы «нет» на все вопросы, слабые места – в ответах «да». Можете считать себя:

16 − 20 баллов − малоэффективным руководителем;

11 − 15 баллов − достаточно эффективным руководителем;

менее 10 баллов − эффективным руководителем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: