Экспертная оценка воздействия выявленных факторов спроса и предложения, влияющих на рыночную цену товара по периодам

2.1.Оценка силы воздействия факторов на цену проводится по балльной шкале от –5 до +5. Если фактор спроса/предложения увеличивает цену товара, то оценка варьируется от 0 до +5 в зависимости от силы воздействия (0 – фактор не влияет на цену, +5 – максимально сильное влияние на рост цены), если фактор спроса/предложения уменьшает цену, то оценка варьируется от 0 до –5. Результаты записываются в таблицу:

Анализ динамики основных факторов спроса и предложения

для товара ______за период ______ (Форма 8)

№ п/п Краткое наименование фактора Направление влияния фактора Экспертная оценка силы воздействия фактора на цену за соответствующий период (по пятибалльной шкале от –5 до +5) Суммарное влияние фактора на цену по всем периодам (8) =(5)+(6)+(7)
D S Т1 =___ Т2 =___ Т3 =___
               
Факторы спроса
             
             
  Итого: (RDi)   RD1 = RD2 = RD3 = RD =
Факторы предложения
             
             
  Итого: (RSi)   RS1 = RS2 = RS3 = RS =
                   

2.2. Для каждого периода необходимо:

2.2.1. рассчитать ценоемкость (Zi). Ценоемкость – масштабный коэффициент, преобразующий шкалу экспертных оценок в ценовую шкалу и показывающий, на сколько изменится рыночная цена товара при изменении экспертной оценки на 1 балл:

,

где: RDi – суммарная экспертная оценка силы воздействия факторов спроса на рыночную цену в i-ом периоде;

RSi - суммарная экспертная оценка силы воздействия факторов предложения на рыночную цену, Dрi – изменение рыночной цены в i-ом периоде.

2.2.2. отобразить на графике переход из одного периода (i-1), в следующий (i) (Форма 11).

Рис.3.

Обратите особое внимание:

1) При расчетах обязательно учитываются знаки при экспертных оценках. Значение показателя ценоемкости для каждого периода должно быть положительным.

2) Значение показателя ценоемкости для каждого следующего периода не должно отличаться более, чем на 25%. В противном случае проводится корректировка экспертных оценок.

2.3. В качестве проверки выполненного анализа динамики основных факторов спроса и предложения осуществляется прогнозирование цены третьего периода (р3*) на основе данных за первые два периода и далее сравнивается полученное значение с реально существующим (р3):

§ С использованием данных за i=1; 2 находим значения масштабных коэффициентов и :

§ Рассчитывается прогнозная цена третьего периода:

§ Далее определяется погрешность прогноза:

Значение погрешности не должно превышать 10%. Расчет погрешности для третьего периода представляется в Форме 10. Уменьшить можно корректировкой (уточнением) значений экспертных оценок силы воздействия факторов спроса и предложения на рыночную цену товара.

В случае несоответствия хотя бы одному из условий корректировке подвергаются экспертные оценки воздействия факторов спроса и предложения на цену.

2.4. Результаты расчетов необходимо представить в таблице:

Сводная таблица результатов анализа динамики факторов спроса и предложения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: